(383) 309-29-02
aist@linecross.ru,

Документов на сайте

Новое на сайте

Модуль ЦК.041C
Прибор Квант-К
Агрегаты передвижные фильтровентиляционные EMK
Блок для дренирования типа бокс Rausikko
Система планово-предупредительного ремонта
Тематические обзоры
Счетная линейка
Планово-предупредительный ремонт электрооборудования, станков, машин и строительных механизмов
Система планово-предупредительного ремонта оборудования и сетей промышленной энергетики
Типовые нормы времени на программирование задач для эвм

Читаемое

Блоки управления серий ZHU, HU, HU-PIXEL
Системы химического обессоливания серии cd
Барьер искрозащиты Искра - КУВФ.426439.002 - РЭ
Подстанции трансформаторные комплектные наружной установки серии КТПН - 6 (10)/0,4 кв
Система планово-предупредительного ремонта оборудования и сетей промышленной энергетики
Типовые нормы времени на программирование задач для эвм

Вакуум-насосы и компрессоры водокольцевые производительностью 1,5-12 куб.м/мин

ВВЕДЕНИЕ

 

Техническое описание и инструкция по эксплуатации предназначены для подробного изучения устройства, принципа действия и технических характеристик водокольцевых насосов и компрессоров, их правильного монтажа, эксплуатации и технического обслуживания.

Так как конструкция насосов и компрессоров непрерывно совершенствуется, то возможны некоторые незначительные несовпадения текста и чертежей данной инструкции с конструкцией самой машины и ее деталей.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

 

I. Назначение

 

Водокольцевые машины предназначены для создания вакуума (вакуум-насосы) или небольшого избыточного давления (компрессоры) в закрытых аппаратах.  

Вакуум-насосы изготовляются 4-х марок:

ВВН1-1.5

ВВН1-3     

ВВН1-6,

ВВН1-12                 

Компрессоры также изготовляются 4-х марок:

ВК-1.5М1                  

ВК-ЗМ1            

ВК-6М1

ВК-12М1    

Эти машины изготовляются из серых чугунов и сталей обычных марок и могут работать на воздухе и воде или на газах, парах и жидкостях неагрессивных к указанным материалам.

Для работы на агрессивных газах изготовляются вакуум-насосы марки ВВН-3Н и ЖВН-12Н, в которых все детали, соприкасающиеся с рабочим газом, изготовлены из нержавеющей стали марки 12Х18Н9Т.

Водокольцевые машины не требуют очистки поступающего в них газа, а также допускают попадание в машину жидкостей вместе с засасываемым газом.                                

Водокольцевые машины применяются в химической, пищевой целлюлозно-бумажной, нефтяной, газовой и других отраслях промышленности.

 

Тип вакуум-насосов и компрессоров - водокольцевые простого действия, горизонтальные с осевым направлением газа через всасывающие и нагнетательные окна.         

Основные параметры машин.                   

Номинальные производительности вакуум-насосов при давлении всасывания 0,04 МПа (60% вакуума от барометрического давления) и, потребляемые ими мощности, а также массы насосов в объеме поставки приведены в таблице 1, причем, указанные в таблице данные достигаются при подаче воды с температурой не превышающей 15°С и давлении на выходе воздуха (газа) из насосов атмосферном. 

 

Таблица 1

Марка вакуум-насоса

Колич.воды, подаваемой в насос, л/мин

Производительность, м3/мин

Потребляемая мощность, кВт

Масса, кг

ВВН1-1,5

5

1,57

2.80

134

ВВН1-3

7

3,33

5.16

280

ВВН1-6

13

6,00

9.60

590

ВВН1-12

23

12,20

18,60

 

90

ВВН-3Н

12

3,40

5.30

380

ЖВН-12Н

50

10,80

21,00

1040

 

 

Номинальные производительности компрессоров при давлении нагнетания 0,15 МПа (0.5 кгс/см2) и потребляемые ими мощности, а также массы компрессоров в объеме поставки приведены в таблице 2, причем, указанные в таблице данные достигаются при подаче воды с температурой не превышающей 15°С и атмосферном давлении на входе воздуха (газа) в компрессор.       

 

Таблица 2.

Марка компрессора

 

Колич.воды, подаваемой в компрессор, л/мин кохпр«ссор, ’ л/мвл

 

Производительность, м3/мин

Потребляемая мощность, кВт

Масса, кг

ВК-1,5М1

5

1,5

3,0

135

ВК-3М1

8

3,0

5,5

395

ВК-6М1

18

6,0

11,4

670

ВК-12М1

30

12,0

21,6

935

Серийно выпускаемые машины по производительности и потребляемой мощности могут иметь отклонения от приведенных в таблицах данных в пределах 10%.

Ориентировочные данные об изменении производительности и потребляемой мощности в зависимости от давлений всасывания для насосов и давлений нагнетания для компрессоров приведены в виде графических характеристик на рис.1,2+10.

Приводом машины служит электродвигатель. Комплектуются машины электродвигателями, указанными в таблице 3.

 

Марка машины

Марка электродвигателя

Мощность электродвигателя, кВт

Частота вращения, об/мин

ВВН1-1,5

4АМ112М4

5.5

1500

ВВН1-3

4АМ132S4

7,5

1500

ВВН1-6

4АМ132S4

7,5

1500

ВВН1-12

4А160S4

15

1500

ВВН-3Н

4А200L6

30

1000

ЖВН-12Н

4А200М6

22

1000

ВК-1,5М1

4АМ112М4

5.5

1500

ВК-3М1

4АМ132М4

II

1500

ВК-6М1

4А160М4

18.5

1500

ВК-12М1

4А250S6

45

1000

 

Возможна поставка вакуум-насосов и компрессоров с электродвигателями взрывозащищенными.  

 

             3. Состав вакуум-насосов я компрессоров

В состав вакуум-насоса и компрессора входит:

- машина в сборе и электродвигатель, установленные на горизонтальной плите, валы которых соединены упругой муфтой, закрытой защитным кожухом;                       

- Водоотделитель, который устанавливается на фланец нагнетательного патрубка машины.                           

 

 4. Устройство и работа

На рис. II приведено схематическое изображение водокольцевой машины. В цилиндрическом корпусе 1 эксцентрично расположено рабочее колесо 2 с лопатками, которые при вращении колеса, отбрасывают воду к стенкам корпуса, образуя вращающееся водяное кольцо 4.

Серповидное пространство между водяным кольцом и ступицей рабочего колеса является рабочим объемом, машины.

Вверху внутренняя поверхность водяного кольца касается ступицы колеса и препятствует перетеканию воздуха с нагнетательной стороны на всасывающую.

На протяжении первого полуоборота колеса в направлении стрелки внутренняя поверхность водяного кольца постепенно удаляется от ступицы, при этом образуется свободный объем между лопатками колеса, который заполняется воздухом из всасывающего патрубка машины через всасывающее окно 3 в торцовой крышке корпуса машины.

На протяжении второго полуоборота колеса внутренняя поверхность водяного кольца приближается к ступице, при этом воздух, находящийся между лопатками, сперва сжимается, а затем вытесняется через нагнетательное окно 5 в нагнетательный патрубок машины.

 

Рис.11

Таким образом, в водокольцевых машинах перемещение воздуха из всасывающего патрубка в нагнетательный совершается непрерывно и равномерно.                                  

Конструктивное выполнение вакуум-насосов ВВН1-3, ВВН1-6, ВВН1-12 и компрессоров ВК-3М1, ВК-6М1 и ВК-12М1 одинаково, они представляют собой типоразмерный ряд.             

На рис. 12 показана машина (вакуум-насос, компрессор) в разрезе.

 

Рис.12 Разрез вакуум-насоса и компрессора типоразмерного ряда

 

Машина состоит из корпуса 7 (цилиндр), двух торцовых крышек-лобовин, левой 6 и правой 10 (далее лобовин), корпусов подшипников 11, в которых находятся шарикоподшипники, несущие вал 3. На валу, эксцентрично расположенном в корпусе, на шпонках насажено колесо 8.                    

Вал вращается в двух шарикоподшипниках: один из них, со стороны привода, не закреплен, а другой закреплен на валу гайкой 13, причем наружная обойма его прижата крышкой 14 через дистанционное кольцо 12 к корпусу подшипника 11. Таким образом достигается фиксация рабочего колеса в корпусе. Толщина дистанционного кольца 12 подбирается такой, чтобы зазоры между торцами колеса и торцами левой и правой лобовин были одинаковыми. Эти зазоры, определяющие потери в машине от перетекания воздуха с нагнетательной стороны на всасывающую, устанавливаются посредством прокладок 9 между корпусом и лобовинами и должны быть для машин:

ВВН1-1,5 ВВН1-3 ВВН-3Н ВК-3М1 ВК-1,5М1 - 0,15-0,25 мм

ВВН1-6 ВК-6М1 - 0,25-0,3 мм

ВВН1-12 ВК-12М1 ЖВН-12Н - 0,3-0,5 мм

На вал с обеих сторон колеса насажены втулки 5, которые прижаты к торцам ступицы колеса гайками 4, тем самым жестко фиксируя колесо на валу.

Зазоры между валом и корпусами подшипников уплотнены войлочными кольцами 2.

В нижней части правой лобовины 10 имеется отверстие для подвода в машину воды из водопровода. По каналам в лобовинах и в нижней части корпуса 7 вода подается в камеры гидравлических затворов. 

У вакуум-насосов ВВН1-3 и компрессоров ВК-3М1 вода из водопровода подается не в правую лобовину, а в среднюю часть канала корпуса 7.                                 

Из камер вода поступает в корпус к ступице колеса, откуда под действием центробежной силы растекается по торцовым плоскостям, уплотняя зазор между колесом и лобовинами и питая водяное кольцо.                                  

Частично вода из камер проходит через сальники, охлаждает их и одновременно создает уплотнение. Поэтому сальники сильно поджимать нельзя. Необходимо, чтобы сальники пропускали воду в виде тонкой струи или капель. Сальники расположены в центральных расточках лобовин. Сальником служит мягкая хлопчатобумажная просаленная набивка. Уплотнение набивки производится периодическим поджатием буксы 1.

Воздух (газ) всасывается через боковой патрубок корпуса и по его каналам поступает в полости левой и правой лобовин. Из полостей лобовин воздух (газ) через всасывающие окна заполняет межлопаточные пространства рабочего колеса.

Сжатый в машине воздух (газ) через нагнетательные окна поступает в полости лобовин, а из них по каналам в его нагнетательный патрубок, а затем в присоединенный к нему водоотделитель.

Все детали самих насосов и компрессоров одной и той же производительности (3,6 и 12 м3/мин) одинаковы. Лишь их лобовины имеют различия по количеству и расположению отверстий под нагнетательными окнами.

На рис. 13 показана установка типоразмерного ряда вакуум-насосов со всеми основными габаритными и присоединительными размерами.                     

На рис. 14 показана установка типоразмерного ряда компрессоров.

 

           Рис.13

   

      Рис.14

    

    

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВАКУУМ-НАСОСА ВВН1-1,5 И КОМПРЕССОРА ВК1,5М1

 

Эта машина консольная, она смонтирована на валу и фланце электродвигателя, а сам электродвигатель закреплен на фундаментной плите.

 

Рис. 15. Разрез вакуум-насоса ВВН1-1.5 и компрессора ВК-1.5М1

 

На рис. 15 машина показана в разрезе. Машина состоит из цилиндра 3, торцовой крышки-лобовины 1 (далее лобовина) и фонаря 5, посредством которого цилиндр присоединяется к фланцу электродвигателя эксцентрично относительно его вала.

Лобовина и цилиндр с помощью шпилек 4 присоединены к фланцу фонаря 5. На вал электродвигателя посажено на шпонке рабочее колесо 6. Ступица колеса в фонаре 5 уплотняется сальниковой хлопчатобумажной набивкой. Поджатие набивки производится с помощью буксы 7.

 

    Рис.16 Насос вакуумный водокольцевой ВВН1-1,5

 

Зазор между торцами лобовины и рабочего колеса, определяющий потери в машине от перетекания воздуха (газа)с нагнетательной стороны на всасывающую, устанавливаются посредством набора прокладок 2 между лобовиной и цилиндром должен быть в пределах 0,15-0,25 мм.

 

 

 Рис.17 Компрессор водокольцевой ВК-1,5М1

 

 

В центре лобовины имеется сквозное отверстие с резьбой труб Ѕ” для подвода воды из трубопровода. При работе машины вода растекается и заполняет зазор между торцами колеса и лобовины и питает водяное кольцо, а также проходит по двум сквозным отверстиям 8, просверленным в ступице колеса, к сальнику, охлаждает его и создает гидравлический затвор.

Полость лобовины разделена перегородкой на две полости: всасывающую и нагнетательную.

Воздух (газ) всасывается через патрубок, находящийся сбоку лобовины, и поступает в полость лобовины, а заетм через окно в торцовой плоскости лобовины заполняя межлопаточные пространства рабочего колеса.

Сжатый в машине воздух (гах) через нагнетательное окно в торцовой плоскости лобовины поступает в полость лобовины, откуда нагнетается в патрубок, расположенный в верхней части лобовины, а затем в присоединенный к нему водоотделитель.

Все детали насоса и компрессора одинаковы, лишь в лобовине компрессора под нагнетательным окном имеются четыре сквозных отверстия.

На рис. 16 показана установка насоса, а на рис. 17-установка  компрессора со всеми основными, габаритными и присоединительными размерами.    

 

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВАКУУМ-НАСОСА ВВН-3Н

 

На рис. 18 показан насос в разрезе. Лобовины представляют собой стальные отливки, причем, левая лобовина 4 имеет одну полость и одно всасывающее окно на торцовой плоскости, а правая 8 одну полость и одно нагнетательное окно. В цилиндре 5 эксцентрично расположено рабочее колесо 6, лопатки которого приварены к цилиндрической ступице 7.

 

Рис.18 Разрез вакуум-насоса ВВН-3Н

 

              

Рис.19 Вакуум-насос ВВН-3Н

 

 

Лобовины, цилиндр и рабочее колесо изготовлены из стали марки 12Х18Н9Т, вал 1 из стали 40Х и хромирован.

Вода подается в отверстие с резьбой труб 3/8", имеющееся в верхней части фланца правой (нагнетательной) лобовины 8, откуда по каналам проходит к ступице рабочего колеса и сальникам 2.

Воздух (газ) всасывается через патрубок 3, находящийся в - верхней части левой лобовины 4 и поступает в полость этой лобовины, а затем через окно заполняет межлопаточные пространства рабочего колеса.

Сжатый в насосе воздух (газ) через нагнетательное окно поступает в полость правой лобовины 8, откуда нагнетается в патрубок 9, а затем в присоединенный к нему водоотделитель.

На рис. 19 показана установка насоса со всеми основными, габаритными и присоединительными размерами.

 

 

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВАКУУМ-НАСОСА ЖВН-12Н

 

На рис. 20 показан насос в разрезе. В отличие от ВВН-3Н этот насос имеет в левой 1 и правой 4 лобовинах по две полости, сообщающиеся со своими патрубками, и по два окна, всасывающие и нагнетательные. Всасывающие патрубки левой и правой лобовин соединены между собой трубой 5 в средней части которой имеется отвод с фланцем для присоединения к нему всасывающей магистрали.

Нагнетательные патрубки лобовин также соединены трубой с отводом, на фланец которого устанавливается водоотделитель.

Вода подается по трубопроводу и по каналам в лобовинах в ступице рабочего колеса 2 и к сальникам.

Лобовины, рабочее колесо, цилиндр 3 и обе соединительные трубы изготовлены из стали марки 12Х18Н9Т. На рис.21 показана установка насоса со всеми основными габаритными и присоединительными размерами.

 

Рис.20 Разрез вакуум-насоса ЖВН-12Н

   

 Рис.21 Жидкостно-кольцевой вакуум-насос ЖВН-12Н

 

    

КОНСТРУКЦИЯ ВОДООТДЕЛИТЕЛЕЙ ВАКУУМ-НАСОСОВ ВВН1-1,5, ВВН1-3, ВВН1-6, ВВН1-12, ВВН-3Н и ЖВН-12Н

 

Так как воздух (газ), выходящий из нагнетательного патрубка насоса, выбрасывает и воду, причем почти в том количестве, которое поступило в насос из водопровода, то для отделения воды от

Рис.22 Водоотделитель вакуум-насосов

 

воздуха (газа), сбора ее и удаления на указанный патрубок устанавливают водоотделитель.

Конструктивное исполнение водоотделителей для всех вакуум-насосов одинаковое, они отличаются только размерами. На рис. 22 показан разрез водоотделителя. Водоотделитель представляет собой вертикальный цилиндрический бачок. В центре днища бачка вварен отрезок трубы 2, к нижнему концу которого приварен фланец 1, служащий для крепления его к фланцу нагнетательного патрубка насоса, а к верхнему концу приварены 3 ребра 6, к которым приварен фонарь 4.

В верхней крышке бачка имеется отверстие, снабженное рефлектором 5.

В нижней части вварена трубка 7 для слива воды в канализацию.

Воздух (газ) вместе с отработанной водой проходит по трубе 2 к фонарю 4, который меняет направление движения воздуха (газа) и воды на 180°. Вода отделяется от воздуха и стекает в нижнюю часть бачка, а воздух (газ) через рефлектор 5 выходит в помещение. Если выход воздуха (газа) в помещение недопустим, то можно рефлектор срубить и на его место приварить патрубок для присоединения к нему трубопровода для отвода воздуха (газа) за пределы помещения.

При остановке насоса вода, оставшаяся в водоотделителе, сливается через отверстие 3 в трубе 2 в полость лобовины.

 

КОНСТРУКЦИЯ ВОДООТДЕЛИТЕЛЕЙ КОМПРЕССОРОВ ВК-1,5М1, ВК-3М1, ВК-6М1 и ВК-12М1

 

Конструктивное выполнение водоотделителей для всех компрессоров одинаковое, они отличаются только размерами.

В отличие от водоотделителя вакуум-насоса, водоотделитель компрессора для поддержания в нем избыточного давления имеет дополнительно регулятор уровня воды поплавкового типа, работа которого контролируется водоуказательным устройством (см. рис.14).

Если регулятор уровня почему-либо не сработал, то это обнаружится подъемом воды в водоуказателе или наоборот его снижением, в этом случае на сливе вода будет вытекать из водоотделителя вместе с воздухом. Для устранения данных нарушений необходимо открыть люк водоотделителя и устранить неисправность.

В верхней части водоотделитель компрессора имеет патрубок для подсоединения к нагнетательной магистрали.

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

    

Общие указания

 

Перед сдачей машины (вакуум-насоса, компрессора) в эксплуатацию необходимо ее осмотреть, проверить комплектность по паспорту, убедиться, что машина хранилась надлежащим образом и что срок хранения ее не истек.

В этом случае внутренние поверхности машины расконсервации и осмотру не подлежат и поэтому никакой разборки машины производить не нужно.

Все наружные неокрашенные поверхности заводом-изготовителем смазаны пластичной смазкой. Ее перед пуском машины надо удалить.    

 

Указания мер безопасности

 

К обслуживанию вакуум-насоса  компрессора могут быть допущены только лица, изучившие настоящее техническое описание и инструкцию по эксплуатации и прошедшие инструктаж по технике безопасности.

Электродвигатель машины и пусковая аппаратура должны быть  надежно заземлены.

Во время работы машины упругая муфта должна быть закрыта кожухом.  

Всякое исправление/ремонт машины на ходу, в том числе подтягивание гаек и болтов, категорически запрещается.        

Для уменьшения шума, создаваемого вакуум-насосом, рекомендуется отводить газ из водоотделителя по трубопроводу наружу, за пределы помещения.      

Для уменьшения шума, создаваемого компрессором, рекомендуется в том случае, если компрессор сжимает воздух, чтобы засасывание воздуха производилось с помощью трубопровода за пределами помещения.                        

В этом случае средний уровень звука на рабочем месте, создаваемый машиной, не превышает 85 дБА.               

Должны выполняться все требования правил устройства и безопасной эксплуатации электроустановок и стационарных компрессорных машин.                              

 

Порядок установки

 

Вакуум-насос и компрессор имеют хорошую уравновешенность, поэтому фундамент машины представляет собой бетонную подушку с размерами в плане на 200-300 мм больше размеров фундаментных плит и по высоте порядка 500-600 мм.

Монтаж установок производится согласно установочным чертежам (см. рис. 13. 14, 16, 17, 19, 21).

Для обеспечения горизонтальности установки плита устанавливается на фундаменте по уровню (контрольная плоскость - фланец нагнетательного патрубка).                               

Оси валов машины и электродвигателя должны совпадать, для чего должна быть произведена центровка. Степень точности центровки считается достаточной, если при вращении вала электродвигателя внутренние поверхности полумуфты на электродвигателе задевают за полумуфту на насосе, при этом гайки крепления машины и электродвигателя к плите должны быть затянуты до отказа. После установки резиновых пальцев в муфту надо вручную за муфту повернуть вал. Он должен проворачиваться почти с тем же усилием, что и до соединения с электродвигателем, одинаковым на протяжении полного оборота.         

После окончания установки плиты на фундамент и ее закрепления необходимо проверить правильность центровки машины с электродвигателем и если она нарушена, то снова тщательно провести центровку.

Фланцевые соединения трубопроводов должны быть надежно уплотнены прокладками, в особенности это касается всасывающих трубопроводов вакуум-насосов, где малейшая неплотность соединений исключает возможность получения требуемого вакуума.

В установках для создания давления всасывающий трубопровод присоединяется к всасывающему патрубку компрессора, нагнетательная магистраль к выходному патрубку водоотделителя.

Во всех установках на всасывающем трубопроводе непосредственно перед машиной должен быть установлен запорный вентиль или обратный клапан, предотвращающий при остановке машины выброс из нее воды во всасывающий трубопровод.

Вентиль этот, равно как и другие вентили, устанавливаемые на всасывающей коммуникации или непосредственно на присоединяемых к ней аппаратах, должны иметь герметичные сальники шпинделей. В случае применения вентилей с обычной мягкой набивкой сальников они должны быть снабжены колпаками.

В установках для создания давления, если при остановке компрессора нагнетательная магистраль должна остаться под давлением, после водоотделителя также должен быть установлен вентиль.                                                     

Для осуществления регулировки в широких пределах всасывающий и нагнетательный трубопроводы могут быть соединены перепускной трубой с установленной на ней задвижкой.

 

Подготовка к работе

 

Прежде чем приступить к подготовке машины к работе обслуживающему персоналу необходимо изучить паспорт машины и настоящее техническое описание и инструкцию по эксплуатации.

Проверить гаечными ключами и, если нужно, то подтянуть все гайки и болты машины и трубопроводов, где бы они ни находились. Проверить надежность заземления электродвигателя и пусковой аппаратуры.                  

Вал машины провернуть за полумуфту вручную на полный оборот для того, чтобы убедиться в отсутствии заеданий или каких-либо повреждений. У вакуум-насоса ВВН 1-1,5 и компрессора ВК-1.5М1 провернуть вал электродвигателя за вентилятор, предварительно сняв кожух. Если вал не проворачивается, то машину, следует разобрать, установить причины и устранить повреждения.

Подключить электродвигатель к электросети. Пустить и сразу  остановить электродвигатель. Убедиться в том, что вал электродвигателя вращается по часовой стрелке, если смотреть на свободный торец вала электродвигателя. Вращение вала в другую сторону недопустимо.

 

Порядок работы

 

Пуск в ход вакуум-насоса и компрессора производится в следующем порядке:

- закрыть вентиль на всасывающем трубопроводе;

- открыть вентиль на нагнетательном трубопроводе (для компрессора);

- пустить в ход электродвигатель;

- открыть вентиль на трубопроводе подвода воды;

- открыть вентиль на всасывающем трубопроводе.

После этого необходимо отрегулировать вентилем подачу воды так,  чтобы был осуществлен желаемый процесс.

Остановка производится в следующем порядке:       

- закрыть вентиль подвода воды;

- закрыть вентиль на всасывающем трубопроводе;

- закрыть вентиль на нагнетательном трубопроводе;

- остановить электродвигатель.

Вода, применяемая для работы машины, не должна содержать взвешенные частицы в количестве более 25 мг/л, жесткость воды не выше 3 мг экв/л. Давление воды на входе в машину должно превышать давление нагнетания не менее, чем на 0,3 кГс/см2.

Применение жесткой воды вызывает образование накипи на рабочих деталях, вследствие чего зазоры между подвижными и неподвижными деталями сокращаются, трение между ними возрастает, резко повышается расход мощности, что может вызвать аварию электродвигателя или самой машины.

Работа машины без воды не допускается.   

Количество воды, поступающее в машину, влияет на ее производительность и потребляемую мощность.

При недостатке воды водяное кольцо отходит от ступицы колеса  и не вытесняет полностью весь газ из пространства между лопатками в нагнетательное окно. Оставшийся газ, переместившись во всасывающую полость, расширяется в ней, снижая производительность машины.

При избытке воды часть газового пространства заполняется водой, что вызывает значительное увеличение расхода мощности и снижение производительности.          

 

 

 Техническое обслуживание

 

Обслуживание машины заключается в периодическом поджатии сальниковой набивки, замене ее, если она вследствие износа не обеспечивает нужной плотности, наблюдения за работой и смазкой подшипников, в поддержании заданного режима работы.

Сальники не требуют сильной затяжки. Нормально затянутый сальник должен пропускать из машины воду в виде тонкой струи или отдельных капель.

Для сальниковой набивки применяется мягкий хлопчатобумажный просаленный шнур.

Для смазки подшипников должны применяться следующие сорта смазок:

- консталин 1 #M12291 554404104ГОСТ 1957-73#S;

- ЦИАТИМ-201 ГОСТ6267274;

- ЦИАТИМ-203 #M12291 554404105ГОСТ 873-73#S.

Убыль смазки из подшипников зависит: от нагрузки на подшипник, температурного режима, свойств выбранной смазки и других условий работы подшипников. Поэтому количество дополняемой смазки и периодичность дополнения определяется опытным путем. Ориентировочно дополнение смазки в подшипники следует производить через каждые 1500 час. работы.

Полная замена смазки в подшипниках может производиться при разборке машины для профилактического осмотра или ремонта, но не реже двух раз в год.

Во время работы машины необходимо периодически проверять нагрев корпусов подшипников. При нормальной работе подшипника температура корпуса подшипника может быть выше окружающей среды на 20...30"С. Допускается и более высокая температура при условии, что она устанавливается на одном уровне и дальнейшее ее повышение не наблюдается. Максимально допустимая температура, подшипников не должна превышать 70С.

При обслуживании машины необходимо периодически с профилактической целью и для чистки внутренних поверхностей производить разборку и сборку машины.

В связи с тем, что водокольцевые машины используются для загрязненных газов, периодичность профилактических мер зависит, главным образом, от степени загрязненности газа и воды и определяется в большинстве случаев опытным путем. При отсутствии такого опыта первый профилактический осмотр необходимо провести через 2000-2500 час. работы.

Дальнейшая периодичность осмотров определяется состоянием поверхностей деталей и степенью загрязненности рабочих органов машины: лобовин, корпуса, колеса.

Разборка вакуум-насоса (компрессора) производится неполная - для ревизии и чистки, и полная - для ремонта и замены деталей.

До разборки машина должна быть освобождена от воды через спускные отверстия.

Должен быть снят водоотделитель и отсоединены всасывающие и нагнетательный трубопроводы.

При разборке все прокладки должны быть аккуратно сняты и, в случае повреждения, заменены при сборке новыми такой же толщины.

Разборка машины ведется со стороны свободного конца вала в следующем порядке:

- освободить от крепления и снять крышку подшипника;

- отогнуть края стопорной шайбы, отвернуть гайку и снять стопорную шайбу;            

- отпустить гайки, прижимающие буксу сальника;

- отвернуть гайки крепления корпуса подшипника к лобовине и съемником снять корпус вместе с шарикоподшипником вала;

- отвернуть гайки крепления лобовины к корпусу (цилиндру), отделить лобовину и, подперев вал, снять ее с вала.

На этом заканчивается неполная разборка машины. В таком виде раочие органы и другие детали доступны к осмотру и чистке.

Дальнейшая разборка ведется в следующем порядке:

- отсоединить электродвигатель от сети, открепить и снять его с фундаментной плиты;

- снять с вала полумуфту посредством съемника;

- извлечь из вала шпонку полумуфты;

- повторить операции, указанные в первых пяти пунктах;

- вынуть из корпуса (цилиндра) вал с колесом.

Перед сборкой машины все привалочные плоскости должны быть очищены от остатков прокладок и тщательно вытерты.

Все посадочные поверхности и резьбы должны быть тщательно вытерты и смазаны чистым машинным маслом.

Старая смазка с подшипников и из корпусов должна быть удалена.

Вместо прокладок, поврежденных при разборке, должны быть изготовлены новые такой же толщины.

Сборка машины производится в порядке, обратном разборке.

Наиболее ответственным моментом сборки является установление зазора между торцовыми плоскостями колеса и лобовин.

Зазоры эти не должны превышать размеров, указанных в разделе 4 технического описания.

Необходимый зазор устанавливается подбором соответствующих прокладок между корпусом (цилиндром) и лобовинами.

Положение колеса в корпусе (цилиндре) машины, соответствующее равному с обеих сторон зазору, устанавливается посредством дистанционного кольца, укладываемого под подшипник со стороны свободного конца вала.

Если во время разборки изменилось положение вала в колесе или изменилась толщина прокладок между лобовинами и корпусом, тогда толщина дистанционного кольца должна быть установлена, примерно, следующим образом:

- ударом по валу со стороны полумуфты сдвинуть вал с колесом в корпусе насоса до упора колеса в правую лобовину;

- замерить глубину А расточки корпуса подшипника под подшипник (см. рис. 23);

- замерить расстояние В от торцовой поверхности корпуса подшипника до галтели на валу, в которую упирается подшипник. Из разности 2-х полученных размеров вычитается величина зазора между колесом и лобовиной и таким образом определяется толщина дистанционного кольца.

Несоответствие толщины имеющегося дистанционного кольца с расчетной может быть устранено либо уменьшением толщины имеющегося кольца, либо применением дополнительных прокладок из листовой латуни или железа.

 

Рис.23

 

Особенности разборки и сборки вакуум-насоса ВВН1-1,5 и компрессора ВК-1,5М1.

Отвернуть гайки со шпилек 4 (см. рис. 15) и снять лобовину 1 и цилиндр 3. В таком виде рабочие поверхности лобовины, цилиндра и колеса могут быть осмотрены и подвергнуты чистке.

При необходимости снятия колеса надо вывернуть пробку из колеса и, ввинчивая в резьбовое отверстие колеса специальный винт съемника (входит в комплект поставки), снять колесо с вала электрродвигателя.

Для снятия фонари 5 надо отвернуть гайки на болтах, крепящих фонарь к фланцу электродвигателя. Вынуть из переходника буксу 7 и сальниковую набивку.

Сьорка машины производится в обратном порялдке следующим образом:

- вставить в центральное отверстие фонаря цилиндрическую оправку 62 мм и, намотав на нее 2-2,5 витка хлопчатобумажного просаленного шнура, набить его в отверстие фонаря. Поджать набивкугрундбуксой. При этом набивка плотно охватит цилиндрическую поверхность оправки и сохранит полученную форму, если вынуть оправку из отверстия;

- смонтировать фонарь на фланце двигателя, затянув болты до отказа;

- снять кожух и вентилятор с электродвигателя;

- освободившимся концом вала упереть электродвигатель в какое-либо массивное металлическое тело, и ударами молотка через мягкую металлическую прокладку (например, медную) насадить на рабочее колесо на вал двигателя, обеспечив зазор между торцами колеса и фонаря в пределах 0,35-0,5 мм;

- на буртик фонаря уложить прокладку толщиной 0,25 мм, посадить заточкой цилиндр и прижать его к фланцу фонаря тремя струбцинами;

- наложив на торец колеса лекальную линейку, замерить щупом зазор между торцом колеса и торцом цилиндра. Прибавив к этому размеру величину 0,25 мм (величину торцового зазора между колесом и лобовиной), определим толщину прокладки, которую надо уложить между цилиндром и лобовиной;

- снять струбцины. С помощью стяжных шпилек смонтировать лобовину и цилиндр на фонаре, равномерно затягивая гайки;

- провернуть рабочее колесо за вентилятор. Вращение должно происходить легко, без заметного торможения колеса и трения колеса о лобовину.

В случае остановки машины на длительное время надо произвести консервацию внутренних поверхностей ее. Для этого надо отвернуть все пробки на корпусе и лобовинах, слить из машины воду, просушить ее, пустить в ход электродвигатель и одновременно влить во всасывающий патрубок машины 1,5-2 литра смазки К-17 (ГОСТ 10877-76) и сразу остановить электродвигатель.

 

7.    

Перечень встречающихся или возможных неисправностей

 

№№ п/п

Наименование неисправности

Возможная причина

Способ устранения

1

2

3

4

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вакуум-насос не создает необходимого вакуума

 

 

 

 

 

 

 

 

а) подсос воздуха через плохо уплотненные соединения частей всасывающей магистрали;

б) в насос подается недостаточное количество воды;

 

 

в) через сальники подсасывается воздух, т.к. через сальники не выходит наружу вода и не уплотняет возможные зазоры или, наоборот, через сальники выходит очень много воды (вода выходит по нижней части слабо набитого сальника, а подсос воздуха - по верхней).

а) подтянуть гайки, сменить прокладки;

 

б) проверить количество подводимой воды. установить подачу воды в необходимом количестве;

 

в) добиться подтягиванием буксы сальника или ее ослаблением выхода воды в нужном количестве. при необходимости заменить сальниковую набивку.

 

 

2

 

 

 

 

Вакуум-насос работает неустойчиво, вакуум срывается

 

а) в насос подается недостаточное или избыточное количество воды;

б) через сальники подсасывается воздух

 

 

а) установить подачу воды в необходимом количестве;

 (см. п. 1 в)

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

Машина работает с пониженной производительностью

 

 

 

 

 

а) недостаточное поступление воды;

б) неравномерная подача воды из водопровода, засорились отверстия для прохода воды, загрязнились зазоры между валом и лобовиной

 

 

 

 

 (см. п. 1 б)

б) продуть отверстия и зазоры сжатым воздухом, при этом спускные пробки машины должны быть вывернуты. если это не дает эффекта, то разобрать машину и произвести чистку.

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вал не проворачивается вручную или проворачивается с заметным сопротивлением и заеданием

 

а) нарушилась центровка валов машины и электродвигателя)

 

 

б) рабочее колесо сместилось и задевает за торцовую плоскость лобовины;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) износились подшипники и вал машины лежит с перекосом

 

а) проверить центровку. после центровки вал должен проворачиваться почти с тем же усилием, что и до соединения с электродвигателем;

б) поджать до отказа все гайки крепления лобовин к цилиндру и корпусов подшипников к лобовинам и, в особенности, крышки к корпусу подшипника с правой стороны. между крышкой и корпусом должен быть зазор, указывающий, что буртик крышки прижимает верхнюю обойму подшипника к корпусу и тем самым фиксирует расположение вала с колесом в корпусе машины. если это не дает эффекта, то машину разобрать и установить причину;

в)разобрать машину и заменить подшипники

    

    

Сведения о применяемых в машинах подшипниках

 

Марка машины

Обозначение подшипника

ВВН1-3

ВК-3М1

607

ВВН-3Н

307 и 1607

ВВН1-6

ВК-6М1

1608 И 308

ВВН1-12

ВК-12М1

ЖВН-12Н

3611 И 1611

    

    

Запасные части

 

Ниже приведены сведения, необходимые для подготовки заказа на узлы и детали, которые могут потребоваться для ремонта машин.

 

ВВН1-5 и ВК-1,5М1

 

Наименование

Обозначение

Кол-во на 1 машину

Материал

Позиции на рис.15

Лобовина (крышка)

Колесо

Корпус (цилиндр)

В1-1,5.10.01

В1-1,5.10.02

В1-1,5.10.04

1

1

1

Чугун

Чугун

чугун

1

6

3

    

    

ВВН1-3, ВВН1-6, ВВВ1-12, ВК-12М1, ВК-3М1, ВК-6М1

 

Наименование

Обозначение

К-во на 1 машину

Материал

Позиции на рис. 12

 

 

 

 

 

 

ВВН1-3,

ВК-3М1

ВВН1-6,

ВК-6М1

ВВН1-12,

ВК-12М1

 

 

 

Корпус (цилиндр)

В1-3.10.01

В1-6.10.03

В1-12.10.01

1

чугун

7

Лобовина левая

В1-3.10.02

В1-6.10.02

В1-12.10.02

1

чугун

6

Лобовина правая

В1-3.10.03

В1-6.10.01

В1-12.10.03

1

чугун

10

Корпус подшипника

В1-3.10.04

В1-6.10.04

В1-12.10.04

2

чугун

11

Ротор (колесо в сборе с валом)

В1-3.11.00СБ

В1-6.11.00СБ

В1-12.11.00СБ

1

-

-

Колесо

В1-3.11.01

В1-6.11.02

В1-12.11.01

1

чугун

8

Вал

В1-3.11.02

В1-6.11.01

В1-12.11.02

1

сталь

3

Втулка

В1-3.11.06

В1-6.11.05

В1-12.11.03

2

чугун

5

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Лобовины всех марок компрессоров отличаются от лобовин вакуум-насосов только расположением и количеством отверстий под нагнетательными окнами. Поэтому при заказе лобовин для компрессоров надо после их обозначения добавлять слово «для компрессора».

 

ВВН-3Н

 

Наименование

Обозначение

К-во на 1 насос

материал

Позиции на рис. 18

Лобовина всасывающая

В3Н-1

1

Сталь 12Х18Н9Т

4

Лобовина нагнетательная

В3Н-19

1

То же

8

Цилиндр

В3Н.01.020.СБ

1

То же

5

Корпус подшипника

В3-21

2

чугун

10

Ротор (колесо в сборе с валом)

В3Н.02.00.СБ

1

-

-

Вал

В3Н-8

1

сталь

1

Колесо

В3Н.01.030.СБ

1

Сталь 12Х18Н9Т

6

    

    

    

ЖВН-12Н

 

Наименование

Обозначение

К-во на 1 насос

материал

Позиции на рис. 20

Лобовина левая

Ж12Н.10.01

1

Сталь 12Х18Н9Т

1

Лобовина правая

Ж12Н.10.02

1

То же

4

Цилиндр

Ж12Н.13.00.СБ

1

То же

3

Корпус подшипника

Ж12Н.10.07

2

чугун

7

Ротор (колесо в сборе с валом)

Ж12Н.12.00СБ

1

-

-

Вал

ХЖК.11.03

1

сталь

8

Колесо

Ж12Н.12.10СБ

1

Сталь 12Х18Н9Т

2

Втулка

Ж12Н.10.05

2

Сталь 12Х18Н9Т

9

 

 

 

 

Рис.1 Объемные и энергетические характеристики ВВН1-1,5

 

Рис.2 Объемные и энергетические характеристики ВВН1-3

 

Рис.3 Объемные и энергетические характеристики ВВН1-6

 

Рис. 4 Объемные и энергетические характеристики ВВН1-12

 

 

Рис.5 Объемные и энергетические характеристики ВВН-3Н

 

Рис.6 Объемные и энергетические характеристики ЖВН-12Н

 

Рис.7 Объемные и энергетические характеристики ВК-1,5М1

 

Рис.8 Объемные и энергетические характеристики ВК-3М1

 

 

Изготовитель: Нововятский электромеханический завод, г. Киров