Опубликовано на Яндекс.Дзен
БМШИ.303452.001РЭ
ОПИСАНИЕ И РАБОТА
Назначение, условия применения
Технические данные
Устройство и работа
Маркировка и упаковка
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ
Указание мер безопасности
Порядок установки
Подготовка к работе
Порядок работы
Возможные неисправности и методы их устранения
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Техническое обслуживание толкателей
Разборка и сборка
ХРАНЕНИЕ И КОНСЕРВАЦИЯ
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ
УТИЛИЗАЦИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Общий вид толкателя
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Габаритные, установочные и присоединительные размеры
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Ведомость цветных металлов
Настоящее руководство по эксплуатации дает рекомендации, которые следует соблюдать при транспортировании, хранении, монтаже, эксплуатации и ремонте толкателей электрогидравлических ЭГТ-50 и ЭГТ-80 (в дальнейшем именуемых «толкатели»).
В связи с постоянной работой по совершенствованию изделия, в конструкцию могут быть внесены незначительные изменения, не отраженные в настоящем издании.
Описание и работа
Толкатели предназначены для привода различных механизмов: башенных, козловых и мостовых кранов, ленточных конвейеров, лебедок, задвижек, заслонок и др. Главной областью их применения является подъемно-транспортная техника, где они служат для привода колодочных и дисковых тормозов. Толкатели ЭГТ-50 устанавливаются на тормозах ТКГМ-300, толкатели ЭГТ-80- на тормозах ТКГМ-400, ТКГМ-500 и ТДГМ-500.
Толкатели предназначены для работы в районах с умеренным (У) и тропическим (Т) климатом категории размещения 2 по ГОСТ 15150- под навесом или в помещениях, где колебания температуры и влажности воздуха несущественно отличаются от колебаний на открытом воздухе.
Расшифровка условного обозначения толкателя:
Э – электро-;
Г – гидравлический;
Т – толкатель;
50, 80 – номинальное усилие подъема, кгс;
У2, Т2 – вид климатического исполнения по ГОСТ 15150.
Толкатели также пригодны для эксплуатации в условиях категорий 1, 3, 4 по ГОСТ 15150.
Нормальные значения климатических факторов внешней среды при эксплуатации толкателей регламентированы ГОСТ15150 для различных значений видов климатического исполнения:
Толкатели должны эксплуатироваться в следующих условиях:
Толкатели, устанавливаемые на открытом воздухе (категория размещения 1), должны быть защищены от прямого воздействия атмосферных осадков и солнечной радиации.
Толкатели предназначены для работы от сети трехфазного переменного тока частоты 50Гц, напряжением 380В. Толкатели могут быть изготовлены и на другие стандартные напряжения от 220 до 660В. Схема соединения фаз обмотки статора и подключения ее к трехфазной сети указывается на внутренней стороне крышки коробки выводов электродвигателя. Тип электродвигателя - АДГМ по ТУ16-90 ИАФК.525121.012ТУ.
Мощность двигателя – 0,25кВт, частота вращения – 2790 об/мин.
Номинальные данные двигателя указываются на фирменной табличке, размещенной на его корпусе.
Номинальный режим работы – повторно-кратковременный с продолжительностью включений (ПВ) 60% с числом включений 720 в час. Допускается работа с частотой до 2000 включений в час.
Допускается работа толкателей и в других режимах:
Электродвигатель толкателя сохраняет номинальную мощность:
Типоразмеры и основные параметры толкателей в основном номинальном режиме при номинальных значениях климатических факторов указаны в таблице 1, а также на фирменной табличке, прикрепленной на корпусе.
Таблица 1
Наименование параметра |
Величина |
|
Тип толкателя |
ЭГТ-50 |
ЭГТ-80 |
1. Номинальное усилие подъема, Н |
500 |
800 |
2. Максимальное усилие подъема, Н |
620 |
1000 |
3. Ход штока, мм |
65 |
65 |
4. Время подъема штока при номинальном усилии, с |
0,55 |
0,65 |
5. Время обратного хода штока при номинальном усилии, с |
0,4 |
0,4 |
6. Потребляемая мощность, кВт |
0,19 |
0,24 |
7. Потребляемый ток, А |
0,55 |
0,6 |
8. Масса, кг |
17,5 |
17,5 |
9. Объем рабочей жидкости, л |
3 |
3 |
Примечание:
1. Допустимое отклонение времени подъема и опускания штока составляет +15%;
2. При отрицательных температурах время подъема штока при третьем включении может возрасти в 3 раза.
Габаритные, установочные и присоединительные размеры указаны в Приложении 2.
Толкатели выпускаются закрытого исполнения со степенью защиты от внешних воздействий IP54 по ГОСТ 17494.Конструкция толкателя приведена в Приложении 1.
Толкатели состоят из следующих основных узлов и деталей: асинхронного электродвигателя (1), корпуса насоса (3), центробежного колеса насоса (4), поршня со штоком (5), корпуса толкателя с направляющим цилиндром (6).
Уплотнение камеры толкателя со стороны электродвигателя осуществляется резиновым уплотнительным кольцом (2), уплотнение штока осуществляется двумя манжетами (9) и сальниковым кольцом (10).
Толкатели поставляются заполненными трансформаторным маслом ГОСТ 982 с диапазоном рабочей температуры от плюс 40°С до минус 15°С.
При температуре от плюс 40°С до минус 45°С рекомендуется использовать полиэтилсилоксановую жидкость ПЭС-3Д ТУ 6-02-688-76, или ПЭС-3 ГОСТ 13004, или масло ВМГЗ ТУ 38.101479-85, или жидкость «СОФЭКСИЛ-ТСЖМ» ТУ 2229-026-42942526-2001.
Допускается эксплуатация толкателей, заполненных трансформаторным маслом, при температуре окружающей среды до минус 20°С (при этом скорость движения штока не нормируется), а также применение масла АМГ-10 ГОСТ 6794 в качестве рабочей жидкости для диапазона температур окружающей среды от плюс 15°С до минус 60°С.
Заливка рабочей жидкости в камеру толкателя производится через отверстие в корпусе толкателя, закрываемое пробкой (8) с уплотнительным кольцом (7). Слив рабочей жидкости из камеры толкателя производится через то же отверстие.
Электродвигатель толкателей специального исполнения типа АДГМ, фланцевый с естественным охлаждением. Камера электродвигателя отделена от камеры толкателя.
Статорная обмотка электродвигателя пропитана маслостойким лаком.
На вал двигателя напрессован сердечник ротора с короткозамкнутой обмоткой из алюминия.
Выводное устройство двигателя состоит из клеммной колодки (15), коробки выводов (14) и крышки (16). Клеммная колодка относительно станины уплотняется резиновым кольцом (13).
Щит электродвигателя относительно станины уплотняется кольцом (12), вал – манжетой (11).
Рабочее колесо насоса толкателя центробежного типа, с односторонним всасыванием и прямолинейными радиальными лопатками, обеспечивающими нормальную работу толкателей независимо от направления вращения вала.
При работе двигателя центробежное колесо создает избыточное давление рабочей жидкости, которая нагнетается под поршень и поднимает его со штоком до верхнего положения.
Поршень остается в верхнем положении до тех пор, пока работает двигатель. При выключении двигателя рабочее колесо останавливается, и поршень со штоком под действием внешней нагрузки и собственного веса опускается вниз, перепуская рабочую жидкость из полости под поршнем в полость над поршнем.
На станине электродвигателя и корпусе толкателя закрепляются таблички, на которых должны быть указаны: наименование, тип, основные параметры толкателя и двигателя, заводской номер и год выпуска.
Толкатели упаковываются в картонные коробки с полимерными вкладышами. Вместе с толкателем прикладывается эксплуатационная документация.
По согласованию с потребителем допускаются другие типы упаковки и упаковочных материалов, обеспечивающих сохранность толкателя.
Использование по назначению
Указание мер безопасности
Для обеспечения безопасности при обслуживании электрогидравлический толкатель необходимо заземлить проводами заземления с помощью болта, расположенного на корпусе электродвигателя, и винта, расположенного внутри коробки выводов.
При подготовке толкателя к эксплуатации необходимо надежно присоединить питающий кабель к электродвигателю. Следить, чтобы токоведущие части были заизолированы, а вводное устройство было закрыто крышкой.
При возгорании толкателя необходимо отключить его от сети. Противопожарная безопасность обеспечивается соблюдением правил эксплуатации, рациональным применением аппаратуры защиты в соответствии с требованиями ПУЭ.
Не допускается работа толкателя со снятой крышкой вводного устройства двигателя.
Перед установкой толкателя на механизм необходимо очистить толкатель от консервационной смазки.
Перед началом работы необходимо осмотреть толкатель и убедиться в его пригодности к установке:
проверить легкость перемещения штока, для чего несколько раз рукой переместите шток с поршнем;
убедиться в отсутствии подтекания рабочей жидкости через уплотнения толкателя;
проверить уровень рабочей жидкости в толкателе – он должен доходить до торца наливного отверстия или может быть ниже торца не более чем на 8 мм.
В случае, если уровень рабочей жидкости ниже, долить жидкость до нормы.
Перед монтажом и после длительных простоев, особенно при повышенной влажности, перед эксплуатацией измерять сопротивление изоляции обмоток мегаомметром на 500 В. Сопротивление изоляции обмоток статора относительно корпуса и между фазами не должно быть ниже 20МОм. Если сопротивление изоляции обмоток ниже 20 МОм, двигатель необходимо просушить. Перед сушкой слить рабочую жидкость и разобрать толкатель. Сушку можно производить током короткого замыкания, включая двигатель с заторможенным ротором на пониженное напряжение (10-15% от номинального), или наружным обогревом посредствам ламп, сушильных печей и др. Во время сушки температура на обмотке должна плавно подниматься, не превышая 100°С. Сушка считается законченной, если сопротивление изоляции достигло 20МОм. После сушки толкатель собрать и залить новую жидкость.
Толкатели устанавливаются в вертикальном положении штоком вверх с допустимым отклонением от вертикали до ±15° при условии направления нагрузки вдоль оси штока.
При эксплуатации на открытых площадках (категории размещения 1) толкатель должен быть защищен кожухом, предохраняющим от прямого воздействия солнечной радиации и атмосферных осадков.
После монтажа, перед включением двигателя толкателя в сеть необходимо проверить соответствие напряжения и частоты сети напряжению и частоте, указанным на табличке двигателя, правильность соединения выводов обмотки статора и подключить двигатель к сети.
Во избежание попадания пыли и влаги в двигатель через коробку выводов необходимо установить резиновые прокладки и затянуть винты на крышке в коробке выводов и гайку штуцера.
Толкатели поставляются заполненными рабочей жидкостью до необходимого уровня.
При подтекании рабочей жидкости через уплотнения – подтянуть крепежные болты или заменить уплотнение. Несколькими включениями проверить четкость работы механизма с установленным на нем толкателем.
Находящийся в вертикальном положении толкатель считается правильно заполненным, если уровень гидравлической жидкости совпадает с нижней кромкой наливного отверстия. После наполнения целесообразно при открытом наливном отверстии вручную несколько раз переместить поршень в обоих направлениях с целью удаления из масла возможных воздушных включений.
Затем следует долить рабочую жидкость до необходимого уровня и закрыть наливное отверстие пробкой с уплотнением.
Перед первым пуском толкателей, заполненных трансформаторным маслом при температурах минус 10°С и ниже и заполненных полиэтилсилоксановой жидкостью ПЭС-3 или маслом АМГ-10 при температуре минус 45°С и ниже, необходимо подогреть толкатель путем нескольких кратковременных включений.
Продолжительность включения 10-20 сек. с интервалами 1-2 минуты.
После пробных пусков, удаления воздуха из рабочей жидкости и устранения замеченных недостатков произвести пуск под нагрузкой. Для пуска применить пускатель, обеспечивающий защиту двигателя от работы на двух фазах и в режиме короткого замыкания. Пуск толкателя осуществляется включением на напряжение сети от аппаратов ручного, дистанционного или автоматического управления. При работе толкателя с полной (номинальной) нагрузкой необходимо убедиться, что ток, потребляемый двигателем из сети, не превышает значения, указанного на фирменной табличке.
Детали, изображенные в Приложении 1, могут быть заказаны в качестве запасных частей. При заказе необходимо указать номер соответствующей позиции, точное обозначение толкателя ЭГТ и, по возможности, его заводской номер.
Таблица 2
Неисправность,внешнее проявление и дополнительные признаки |
Вероятная причина |
Методы устранения |
При включении толкателя двигатель не разворачивается. |
Отсутствие или недопустимое понижение напряжения питающей сети. |
Устранить неисправность в сети. |
Двигатель толкателя при пуске гудит и не разворачивается. |
Обрыв одной из фаз в обмотке двигателя, в подводящих проводах. Неправильное соединение фаз. |
Найти и устранить неисправность в обмотке двигателя, подводящих проводах, соединении фаз. |
При работе двигатель гудит и перегревается. |
Межвитковое замыкание. Короткое замыкание между двумя фазами. Обрыв одной из фаз. |
Отремонтировать обмотку. |
Повышенный перегрев обмотки статора двигателя. |
Повышено или понижено напряжение в сети. |
Установить номинальное напряжение. |
Понижено сопротивление изоляции двигателя. |
Загрязнение или отсыревание обмотки статора двигателя. |
Разобрать толкатель, (предварительно слив рабочую жидкость), и двигатель в частности. Прочистить, продуть и просушить обмотку. |
Стук в подшипнике. |
Повреждение подшипника. |
Разобрать двигатель, (слив рабочую жидкость), заменить подшипник. |
Толкатель при включении не поднимает шток. |
Уровень масла значительно ниже нормы. Вышел из строя двигатель. |
Долить масло до уровня нижней части наливного канала в корпусе. Отремонтировать двигатель или заменить новым |
Масло у толкателя течет через клеммую колодку в коробке выводов |
Нарушено резиновое уплотнение. Повреждена клеммная колодка. |
Заменить уплотнение. Заменить клеммную колодку. |
Масло протекает через уплотнение штока, стык между корпусом толкателя и двигателем. |
Неисправны уплотнения и манжета двигателя. |
Заменить уплотнения и манжету двигателя. |
Масло протекает через спускные и заливные пробки толкателя и электродвигателя |
Недостаточно привернуты пробки. Неисправность резиновых уплотнений и манжеты двигателя. |
Заменить уплотнения и манжету двигателя. |
Техническое обслуживание толкателя
В процессе эксплуатации толкателя необходимо вести общее наблюдение за его работой, систематически проводить техническое обслуживание, текущие и планово-предупредительные ремонты, следить за напряжением сети.
При общем наблюдении периодически контролировать режим работы, нагрев рабочей жидкости и корпуса, обмотки, состояние контактов в коробке выводов и заземляющего устройства.
Периодичность технического обслуживания устанавливается в зависимости от производственных условий, но не реже одного раза в два месяца.
Порядок проведения работ по техническому обслуживанию указан в таблице 3.
Таблица 3
Вид технического обслуживания. Применяемые инструменты и приборы |
Технические требования |
Провести внешний осмотр толкателя. |
Не допускается работа толкателя с поврежденным манжетным и сальниковым уплотнениями штока, коррозией металлических поверхностей. |
Проверить отсутствие подтекания рабочей жидкости. Осмотреть места уплотнения стыков, уплотнения пробок, уплотнение штока. |
Течь рабочей жидкости не допускается. При подтекании рабочей жидкости заменить уплотнение в месте подтекания. |
Замерить с помощью мегаомметра на 500 В сопротивление изоляции обмотки двигателя относительно корпуса и между обмотками. |
Сопротивление изоляции в |
холодном состоянии должно быть не менее 20 МОм. При снижении сопротивления ниже 20 МОм - разобрать двигатель и просушить обмотку статора. |
|
Не реже двух раз в год, а также при падении сопротивления изоляции обмотки двигателя АДГМ относительно корпуса ниже 20 МОм заменить рабочую жидкость в толкателе. В камеру толкателя заливается 3 л рабочей жидкости. |
Замену рабочей жидкости осуществлять не реже 1 раза в год при проведении работ по техническому обслуживанию. Заливать в толкатель не содержащую влагу рабочую жидкость. |
После окончания работ по техническому обслуживанию законсервировать консервационной смазкой обработанные незащищенные поверхности толкателя. Несколькими включениями проверить работу толкателя на тормозе. |
|
Через 1-2 месяца после начала эксплуатации толкателя рекомендуется полностью заменить рабочую жидкость. При замене рабочей жидкости масло заливать через металлическую сетку во избежание попадания посторонних примесей в камеру толкателя.
Текущий ремонт производить при замеченных отклонениях в работе толкателя: повышенном нагреве корпуса, увеличении шума, вибрации и других неисправностях, но не реже одного раза в год.
Текущий ремонт осуществляется потребителем после окончания гарантийного срока службы толкателя.
При выполнении текущего ремонта:
Периодичность планово-предупредительных ремонтов устанавливается в зависимости от производственных условий, но не реже наработки более 20000 часов.
Планово-предупредительный ремонт выполнять в объеме текущего ремонта. Дополнительно к тому следует заменить подшипники и обмотку статора (при необходимости).
Замену износившихся подшипников электродвигателя производить в соответствии с табл.4.
Таблица 4
Типоразмердвигателя |
Типподшипника |
Количество, мм |
Размеры, мм(dxDxB) |
АДГМ |
180502К1С9 |
2 |
15х35х14 |
Необходимость замены подшипников определяется истечением их гарантийного срока службы, подшипниковым шумом при работе двигателя, задеванием ротора о статор, стуком в подшипниках, наличием механических повреждений.
Подшипники снимать с вала после полной разборки гидротолкателя при помощи съемника. Подшипники насаживать на вал нагретыми в воздушной среде или масляной ванне при температуре 80 °С.
Подшипники поставляются с двумя уплотнительными шайбами со смазкой, заложенной на заводе-изготовителе на весь срок службы (20000 часов).
Замену износившихся манжет производить в соответствии с табл. 5
Таблица 5
Место установки |
Марка манжет |
Количество |
Корпус гидротолкателя |
CR24x40x7HMS4R |
2 |
Подшипниковый щит двигателя |
1.1-15х30-3 |
1 |
Расконсервацию и консервацию толкателя проводить в отапливаемом и вентилируемом помещении с температурой воздуха не ниже 15°С и относительной влажностью не выше 70% при температуре от 15°С до 25°С.
Перед консервацией температура толкателя должна быть равной температуре помещения во избежание конденсации влаги на консервируемых поверхностях.
Перечень материалов, применяемых при консервации и при техническом обслуживании:
Порядок разборки и сборки толкателя
отключить двигатель толкателя от питающей сети, отсоединить от токоведущих проводов. Снять толкатель с тормоза или другого механизма;
отвернуть сливные пробки в корпусах толкателя и двигателя, аккуратно слить рабочую жидкость, дать возможность стечь до конца;
отсоединить корпус толкателя от двигателя;
поршень со штоком вывести из цилиндра нажатием пальца на головку штока;
отогнуть стопорную шайбу на валу двигателя, отвернуть гайку и снять колесо насоса с вала;
снять корпус насоса;
легкими ударами молотка из мягкого материала снять щит подшипниковый, крепящийся к станине двигателя, предварительно отвернув болты крепления щита;
осторожно, не повреждая обмотку, вывести ротор с подшипниками из статора;
подшипники (при необходимости) снимать при помощи съемника.
Сборку толкателя и двигателя осуществлять в обратной последовательности.
Для исключения задевания колеса за корпус насоса их сборку следует выполнять следующим образом:
насадить корпус насоса на подшипниковый щит двигателя и закрепить его винтами. Насадить колесо и крышку колеса на вал двигателя и закрепить их стопорной шайбой и гайкой. При монтаже колеса обеспечить аксиальный зазор (до 0,5 мм) между колесом и корпусом насоса. Закрепить корпус насоса постепенной последовательной затяжкой винтов, обеспечивая свободное вращение колеса.
залить рабочую жидкость до необходимого уровня, удалить из нее воздушные включения и закрыть наливное отверстие пробкой.
Хранить толкатели можно в таре или без нее в закрытых вентилируемых помещениях, в атмосфере которых не должно содержаться кислотных, щелочных и других паров, вредно действующих на изоляцию и покрытия. При этом обработанные части толкателя (шток, отверстия в проушинах, места под болты заземления и др.) должны быть покрыты антикоррозионной смазкой.
Температура окружающей среды при хранении от минус 50°С до плюс 40°С при относительной влажности воздуха не более 80% при 15°С. Резкие колебания температуры и влажности воздуха, вызывающие образование росы, недопустимы.
Срок сохраняемости толкателей в упаковке и консервации предприятия – изготовителя – 12 месяцев.
После указанного срока толкатели переконсервировать.
Во время хранения на складе толкатели осматриваются не реже одного раза в год, в случае необходимости подвергаются переконсервации. Для консервации применяется смазка типа АМС-3, К-17.
Для транспортирования толкателей применять тару, исключающую попадание во внутрь влаги, повреждение обработанных поверхностей, лакокрасочных покрытий, концов штока или других частей толкателя.
Транспортирование толкателей производить в закрытом транспорте (железнодорожных вагонах, контейнерах, крытых машинах).
При погрузке и отгрузке толкателей соблюдать меры предосторожности: не допускать падения, резких ударов, которые могут привести к повреждению толкателей.
Вышедшие из строя толкатели не представляют опасности для окружающей среды и здоровья человека.
Материалы, из которых изготовлены детали толкателей (алюминий, сталь, чугун, медь) поддаются переработке и могут быть реализованы по усмотрению потребителя. Детали, изготовленные с применением пластмасс, изоляционные материалы могут быть захоронены.
Ведомость цветных материалов, содержащихся в толкателях, приведена в Приложении 3.
Ведомость цветных металлов, содержащихся в толкателях
Наименованиеметалла, сплава |
Количество цветныхметаллов, содержащихся в изделии, кг |
Количество цветныхметаллов, подлежащих сдаче в виде лома, кг |
Алюминий и алюминиевые сплавы |
Группа I-0,11 |
- |
Группа IV-5,59 |
5,59 |
|
Группа V-3,33 |
3,33 |
|
Медь и сплавы на медной основе |
Группа I-0,79 Группа У-0,01 |
0,79 0,01 |
Изготовитель:
Опубликовано на Яндекс.Дзен