(383) 309-29-02
aist@linecross.ru,

Документов на сайте

Новое на сайте

Модуль ЦК.041C
Прибор Квант-К
Агрегаты передвижные фильтровентиляционные EMK
Блок для дренирования типа бокс Rausikko
Система планово-предупредительного ремонта
Тематические обзоры
Счетная линейка
Планово-предупредительный ремонт электрооборудования, станков, машин и строительных механизмов
Система планово-предупредительного ремонта оборудования и сетей промышленной энергетики
Типовые нормы времени на программирование задач для эвм

Читаемое

Блоки управления серий ZHU, HU, HU-PIXEL
Системы химического обессоливания серии cd
Барьер искрозащиты Искра - КУВФ.426439.002 - РЭ
Подстанции трансформаторные комплектные наружной установки серии КТПН - 6 (10)/0,4 кв
Система планово-предупредительного ремонта оборудования и сетей промышленной энергетики
Типовые нормы времени на программирование задач для эвм

Двигатели асинхронные крановые серий МТ, 4МТ

Опубликовано на Яндекс.Дзен

БИДМ.520205.013

СОДЕРЖАНИЕ

ОПИСАНИЕ И РАБОТА

Назначение, условия применения

Технические данные

Устройство и работа

Маркировка и упаковка

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

Указание мер безопасности

Порядок установки

Подготовка к работе

Порядок работы

Возможные неисправности и методы их устранения

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Техническое обслуживание двигателей

Разборка и сборка

ХРАНЕНИЕ И КОНСЕРВАЦИЯ

ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

УТИЛИЗАЦИЯ

ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Основные технические характеристики двигателей (Смотреть в приложении внешние документы)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Общий вид двигателя

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Габаритные, установочные и присоединительные размеры

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Масса двигателей

ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Ведомость цветных металлов

Настоящее Руководство по эксплуатации дает рекомендации по транспортированию, хранению, монтажу и эксплуатации асинхронных трехфазных крановых электродвигателей с фазным и короткозамкнутым ротором серий: МТН, МТКН, 4МТ, 4МТК, 4МТН, 4МТКН, 4МТМ, 4МТКМ, в дальнейшем именуемых «двигатели», изготавливаемых по техническим условиям ТУ16-2013БИДМ.526372.002ТУ. В связи с постоянной работой по совершенствованию двигателей в конструкцию могут быть внесены изменения, не отраженные в данном издании.

В связи с постоянной работой по совершенствованию двигателей, в конструкцию могут быть внесены изменения, не отраженные в данной редакции.

ОПИСАНИЕ И РАБОТА

Назначение, условия применения

Двигатели предназначены для работы в электроприводах металлургических агрегатов и подъемно-транспортных механизмах всех видов и другом оборудовании в металлургической промышленности, в строительстве и других отраслях; для эксплуатации в макроклиматических районах с умеренным (У), тропическим (Т) и умеренно-холодным (УХЛ) климатом в условиях, определяемых категорией размещения 1и 2 по ГОСТ 15150-69:

Расшифровка обозначения двигателей:

  • МТ, 4МТ - обозначение серии;
  • К - с короткозамкнутым ротором (отсутствие буквы обозначает с фазным ротором).
  • Н - класс нагревостойкости изоляции;
  • М - модернизированный;
  • 011, 012, 111, 112, 211, 311, 312, 411, 412, 511, 512, 611, 612, 613 - условное обозначение габарита (первая цифра) и длины станины (вторая и третья цифры) серии МТ;
  • 132, 200, 225, 280 + высота оси вращения серии 4МТ, мм;
  • S, M, L - условное обозначение длины станины серии 4МТ;
  • А, В - длина сердечника статора;
  • 6, 8, 10 - число полюсов
  • 6/12, 6/16, 6/20, 4/24- – сочетание чисел полюсов двухскоростных двигателей;
  • Б – со встроенными датчиками температурной защиты (терморезисторами);
  • Б1- со встроенными термопредохранителями (термоограничителями);
  • У1(2), УХЛ1(2),Т1(2) – вид климатического исполнения по ГОСТ 15150-69.

Двигатели также пригодны для эксплуатации в условиях категории размещения 3 и 4 по ГОСТ 15150-69.

Число полюсов двухскоростных двигателей разделяется чертой.

Нормальные значения климатических факторов внешней среды при эксплуатации двигателей регламентированы ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543.1-8 для различных видов климатического исполнения, при этом:

  • верхнее значение рабочей температуры окружающего воздуха +50°С;
  • нижнее значение рабочей температуры: для У1(2) — минус 45°С; для УХЛ1(2) — минус 60°С; для Т1(2) — минус 10°С;
  • средне годовое значение относительной влажности: для У1(2), УХЛ1(2)- 75% при 15°С; для Т1(2) — 80% при 27°С.

Двигатели предназначены для эксплуатации в следующих условиях:

  • высота над уровнем моря до 1000 м;
  • окружающая среда не взрывоопасная, не содержащая токоведущей пыли, агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих металлы и изоляцию.

При эксплуатации двигателей на высоте от 1000 до 4300м и температуре 50°С номинальная мощность должна быть снижена с учетом коэффициентов нагрузки, приведенных в табл. 1.

Таблица 1.

В части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации двигатели соответствуют группе исполнения М3 ГОСТ17516.1-90 .

Технические данные

Двигатели изготавливаются в одно- и двухскоростных исполнениях частоты питающей сети 50 или 60 Гц на номинальное напряжение 380В при соединении обмоток в звезду и на 200/380В - при соединении обмоток статора соответственно в треугольник и в звезду. Количество выводных концов - 3 или 6, в зависимости от схемы соединения обмоток.

Двигатели могут быть изготовлены и на другие стандартные напряжения от 220 до 660В.

Схема соединения фаз обмотки статора и подключение ее к трехфазной сети помещена на внутренней стороне крышки коробки выводов каждого двигателя.

Номинальные данные двигателей указываются на фирменной табличке, размещенной на корпусе.

Допускается работа двигателей при отклонении напряжения сети от номинального на ±5% , отклонения частоты на ± 2% и одновременных отклонениях напряжения и частоты, ограниченных зоной «А» по ГОСТ Р 52776-2007. Превышение температуры обмоток при этих отклонениях может быть выше допустимого не более чем на 10°С

Двигатели могут работать и внутри зоны «Б» по ГОСТ Р 52776-2007 при отклонениях напряжения ±10% и частоты – от минус 5% до плюс 3%.

Превышение температуры в этом случае будут выше, чем при номинальных значениях напряжения и частоты, и при работе в зоне «А». Для исключения перегрева двигателей работу в зоне «Б» следует ограничивать по продолжительности и частоте включения и уменьшать выходную мощность (момент нагрузки).

Основным номинальным режимом работы для двигателей является повторно-кратковременный режим S3 – ПВ=40% по ГОСТ Р 52776-2007.

Допускается работа двигателей и в других режимах:

  • в повторно-кратковременном S3 - ПВ15, 25, 60, и 100%;
  • в кратковременном S2 – 30 и 60 мин.

Мощность двигателей при другой продолжительности включения ориентировочно можно рассчитать по формуле:

РР - расчетная мощность при расчетной продолжительности включения (ПВp);

РН - номинальная мощность при номинальной продолжительности включения (ПВН).

Значения РН и ПВН указываются на табличке фирменной.

Для режимов S4 (повторно-кратковременный с частыми пусками) и S5 (повторно-кратковременный с частыми пусками и электрическим торможением) по ГОСТ Р 52776-2007 количество пусков в час, коэффициент инерции, продолжительность включения и мощность согласовывается с предприятиемизготовителем.

Типоразмеры и основные технические данные односкоростных и двухскоростных двигателей для режима S3 при различных продолжительностях включения для частоты 50 Гц при номинальных значениях климатических факторов указаны в Приложении А (таблицы А1,А2,А3).

Номинальная мощность и частота вращения односкоростных двигателей на частоту 60 Гц должны быть увеличены на 20% по сравнению с указанными в Приложении А.

Допускаемые отклонения показателей от номинальных значений параметров по ГОСТ Р 52776-2007.

Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей указаны в Приложении В.

Масса в зависимости от исполнений указана в таблице Г.1 Приложении Г.

Отношение напряжения между кольцами фазного ротора к номинальному току ротора при ПВ 40% и частоте 50 Гц, должно быть:

  • (12+1,8)В/А - для двигателей мощностью до 10 кВт;
  • (4+0,6)В/А - для двигателей мощностью свыше 10 до 40 кВт;
  • (1,8+0,8)В/А - для двигателей мощностью свыше 40 кВт.

Двигатели изготавливаются с изоляцией обмотки класса нагревостойкости Н по ГОСТ 8865-93.

Допустимое превышение температуры обмоток статора и ротора над температурой окружающей среды, замеренное методом сопротивления, должно быть не более 115°С, а стержневой обмотки ротора - 125°С. При температуре окружающего воздуха выше +50°С мощность двигателей должна быть снижена на 1,3% на каждый градус повышения температуры окружающего воздуха.

Допустимая температура нагрева подшипников - не более 110°С.

Устройство и работа

Односкоростные двигатели изготавливаются с фазным и короткозамкнутым ротором, а двухскоростные только с короткозамкнутым ротором.

Двигатели выпускаются закрытого исполнения со степенью защиты от внешних воздействий IP54 по ГОСТ 17494-87 с внешним обдувом собственным вентилятором на валу. Степень защиты кожуха вентилятора — IP20.

В зависимости от способа монтажа двигатели могут изготавливаться в конструктивных исполнениях): на лапах (первая цифра 1),комбинированное - фланец и лапы (первая цифра 2), с одним (последняя цифра 1,3) или двумя (последняя цифра 2,4) выходными рабочими концами вала (см. таблица 2).

Таблица 2.

Для конструктивных исполнений IM1002, IM2002, IM1004, IM2004 общая нагрузка обоих концов вала не должна быть больше номинальной для конкретного двигателя.

Конструкции двигателей приведены на рисунках Б1-Б5 Приложения Б.

Двигатели состоят из статора, ротора, подшипниковых и щеточноконтактного узлов, кожуха и вентилятора из алюминиевого сплава

Статор состоит из чугунной станины с вертикально-горизонтальным оребрением и сердечника, набранного из листов электротехнической стали с обмоткой из круглого медного провода. Выводы обмотки статора монтируются на контактные болты клеммной колодки в коробке выводов.

Ротор двигателей представляет собой вал с насаженным на него по шпонке сердечником, набранным из листов электротехнической стали. Обмотка короткозамкнутого ротора двигателей МТКН, 4МТКН, 4МТК и 4МТКМ выполняется с заливкой пазов и короткозамыкающих колец алюминиевым сплавом.

Обмотка фазного ротора двигателей МТН 011-512, 4МТН132, 4МТМ200-225 -трехфазная из круглого медного провода; обмотка ротора двигателей 4МТМ280, 4МТН280, МТН611-613 - трехфазная из медных стержней. Схема соединения обмотки фазного ротора - звезда. Соединение обмотки ротора с контактными кольцами выполняется либо гибким медным проводом, либо с помощью медных стержней.

Подключение к питающей сети обмотки статора двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором выполняется с помощью кабелей через сальниковые вводы коробок выводов, расположенных на станине.

Подключение фазной обмотки ротора к пусковым и регулировочным аппаратам осуществляется с помощью скользящих контактов (медные контактные кольца и подпружиненные щетки) и контактных болтов щеткодержателей через сальниковые вводы, расположенные:

  • у двигателей МТН011-211, 4МТН132 - в специальной коробке выводов, размещенной на станине;
  • у двигателей МТН311-613, 4МТМ200, 225, 280 - в подшипниковом щите.
  • у двигателей 4МТН225, 4МТН280 (с изолированным щеточноконтактным узлом) – на патрубке коробки выводов, размещенной на специальном кожухе

Присоединение подводящих проводов может осуществляться как с правой, так и с левой стороны.

Коробки выводов выполняются как единое целое со станиной.

Подшипниковые узлы состоят из чугунных подшипниковых щитов, подшипников и подшипниковых крышек.

На двигателях МТ(К)Н011-412, 4МТ(К)Н132, 4МТ(К)М200 установлены радиальные шарикоподшипники; на двигателях МТ(К)Н511-613, 4МТ(К)М 225, 280, 4МТН280 - роликовые подшипники.

Типы подшипников указаны в табл. 5.

Один подшипник у двигателей МТ(К)Н011-211, 4МТ(К)Н132 зафиксирован от осевых смещений по наружному кольцу с помощью крышки подшипника и подшипникового щита. При этом, в зависимости от конструктивного исполнения, фиксация подшипника выполняется:

  • у двигателей исполнений IM1001, IM1002 - со стороны, обратной рабочему приводному концу вала;
  • у двигателей исполнений IM2001, IM2002:

МТКН011-112 - со стороны рабочего конца вала (со стороны привода);

МТН011-112, МТ(К)Н211, 4МТ(К)Н132 - со стороны, обратной рабочему приводному концу вала.

Двигатели МТ(К)Н511-613, 4МТ(К)М225-280, 4МТН280 имеют наружные и внутренние подшипниковые крышки. Для пополнения и частичного удаления отработанной смазки без разборки подшипникового узла в подшипниковых щитах и крышках предусмотрены специальные каналы, закрытые болтами.

Щеточный узел двигателей с фазным ротором состоит из контактных колец и щеткодержателей с щетками (см. рис.1,3,5 Приложения Б).

Щетки, применяемые в двигателях, см. табл.4.

Для заземления двигателей используются болты, расположенные в коробке выводов и на станине.

Для стока конденсата в станине предусмотрены два отверстия, заглушенные специальным винтом.

Конструкция двигателей 4МТН225,4МТН280 отличается от конструкции 4МТМ225, 4МТМ280 тем, что щеточно-контактный узел (контактные кольца, щетки с щеткодержателями) изолирован от обмоток статора и ротора подшипниковым щитом (см. рисунок5).

Съемные контактные кольца монтируются на валу по трем шпонкам и фиксируются от осевого смещения пружинным запорным кольцом. Палец щеткодержателей крепится к наружной крышке подшипника. Трехфазная обмотка ротора соединяется с контактными кольцами с помощью гибких медных изолированных проводов, которые с одной стороны припаяны к выводам фаз обмотки, с другой стороны соединены с соответствующим контактным кольцом с помощью болтов. Соединительные провода от обмотки ротора к контактным кольцам проложены в трех пазах на валу. Щеточно-контактный узел закрыт кожухом со специальным выводным патрубком, закрытым крышкой.

Для подъема и перемещения двигателей используется рым-болт.

Принцип работы двигателя заключается в электромагнитном взаимодействии между статором и ротором. В момент пуска двигателя вращающееся магнитное поле статора пересекает ротор, в замкнутой обмотке которого индуцируется ток. Этот ток создает вращающийся магнитный поток ротора. Потоки статора и ротора образуют результирующий магнитный поток двигателя. В результате взаимодействия токов ротора с результирующим потоком возникает вращающий электромагнитный момент двигателя. Если этот момент больше статического тормозного момента на валу, то ротор двигателя начинает вращаться в направлении вращения магнитного поля.

Для защиты от перегрева в аварийных режимах работы по заказу потребителей, двигатели могут быть изготовлены со встроенными в обмотку статора датчиками температурной защиты прямого подогрева с классификационной температурой срабатывания 160°С. В качестве термодатчиков используются терморезисторы с положительным температурным коэффициентом, либо термоограничители (термопредохранители). Конкретный тип термодатчика указывается в паспорте двигателя.

Три последовательно соединенных терморезистора встраиваются по одному в каждую из фаз обмотки статора в максимально нагретую зону - лобовую часть со стороны выводных концов. Концы цепи термодатчиков выводятся в коробку выводов и монтируются на контактные болты «Т1» и «Т2» специальной клеммной колодки.

К этим контактным болтам подключаются : при встроенных терморезисторах – устройство температурной защиты двигателя, реагирующее на изменение сопротивления терморизисторов при изменении температуры обмотки; при встроенных биметаллических термоограничителяхнепосредственно цепь управления двигателем ( на разрыв цепи).

Сопротивление цепи терморезисторов в практически холодном состоянии двигателя при температуре окружающей среды от +15° до +40°С должно находиться в пределах от 60 до 750 Ом, цепи термоограничителей до 0,15 Ом. Сопротивление цепи терморезисторов в номинальном режиме работы двигателя при установившемся тепловом состоянии должно быть не более 1650 Ом.

При нагреве обмотки до температуры, предельной для данного класса нагревостойкости изоляции происходит скачкообразное увеличение сопротивления терморезисторов и срабатывания устройства термозащиты, либо размыкание цепи биметаллических термоограничителей. Двигатель отключается от сети.

Термодатчики реагируют только на температуру обмотки статора, и их действие не зависит от причин возникновения опасного нагрева. Поэтому устройство обеспечивает защиту двигателя как в режимах с медленным нагреванием (перегрузка, недопустимое отклонение напряжения или частоты питающей сети, работа на двух фазах и т.д.), так и в режимах с быстрым нагреванием (заклинивание ротора, выход из строя подшипников и т.д.).

Согласно ГОСТ 31606-2012 и техническим условиям на двигатели, температура обмотки , измеренная методом сопротивления при малой перегрузке (медленное нагревания) в момент срабатывания защиты не должна превышать 195°С, при защите как терморезисторами, так и термоограничителями. При большой перегрузке(быстрое нагревание , режим короткого замыкания) в момент срабатывания защиты температура обмотки не должна превышать 275°С при защите терморезисторами. При защите термоограничителями,температура обмотки двигателя в режиме большой перегрузки не нормируется.

Двухскоростные электродвигатели изготавливаются на базе односкоростных и отличаются только конструкцией обмотки статора.

Маркировка и упаковка

Маркировка двигателей (тип и основные параметры) выполнены на фирменной табличке, укрепленной на корпусе. Дополнительная табличка с указанием типа, основных параметров двигателя и штрих-кодовой маркировкой расположена на кожухе либо на корпусе.

На внутренней стороне крышки коробки выводов располагается схема подключения двигателя к питающей сети и табличка со схемой выводов обмотки и термодатчиков (при их наличии).При наличии встроенных терморезисторов на схеме имеется надпись « Внимание! На выводы Т1 и Т2 не подавать напряжение более 7,5 В».

В зависимости от способа отгрузки упаковку двигателей производят в дощатые решетчатые ящики, в контейнеры на поддонах и салазках и в плотные ящики с водонепроницаемым материалом.

Маркировка тары (место назначения, количество грузовых мест, габаритные размеры, манипуляционные значки и т.д.) наносится на самих ящиках и на бирках для ящиков и поддонов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

Указание мер безопасности

Эксплуатация двигателей должна проводится с соблюдением требований по ГОСТ12.2.007.0-75 (за исполнением требований по ГОСТ12.1.004-91), ГОСТ12.2.001.1-75, ГОСТ Р МЭК60204.1-99, а также Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным Гостэнергонадзором.

Для обеспечения безопасности при обслуживании двигатель необходимо заземлить проводами с помощью болтов, расположенных на станине и внутри коробки выводов.

При подготовке двигателя к эксплуатации надежно подсоединить все подводящие провода к статору и ротору (для двигателей с фазным ротором). Следить, чтобы токоведущие части были заизолированы, а вводные устройства и смотровые люки закрыты крышками.

Обслуживание при регламентных и профилактических работах проводить только после отключения двигателя от сети и полной остановки вращающихся частей.

Прежде чем включить двигатель, необходимо убедиться в отсутствии посторонних предметов у вращающихся частей под кожухом (например, у вентилятора). Вращающиеся части должны быть защищены от прикосновения к ним. Подъем и перемещение двигателя осуществляются только за рым-болт.

При возгорании двигателя необходимо отключить его от сети. Пожарная безопасность обеспечивается соблюдением правил эксплуатации, рациональным применением аппаратуры защиты в соответствии с требованиями ПУЭ (защита от короткого замыкания, длительной перегрузки).

Не допускается работа двигателя со снятыми крышками вводных устройств, крышками смотровых люков, кожуха щеточно-контактного узла(для 4МТН225,280) и со снятым кожухом вентилятора).

Порядок установки

После распаковки двигатели очистить от пыли и антикоррозионной смазки. Смазку удалить ветошью, смоченной в керосине или бензине.

Перед монтажом, а также после длительных простоев, особенно при повышенной влажности и перед эксплуатацией, измерить сопротивление изоляции обмоток статора и фазного ротора относительно корпуса и между обмотками.

Для двигателей с номинальным напряжением до 500В включительно измерения производить мегаомметром на напряжение 500В; для двигателей с номинальным напряжением свыше 500В - мегаомметром на 1000В. Сопротивление изоляции должно быть не менее 10 Мом. Двигатели с меньшим сопротивлением изоляции необходимо просушить. Сушку можно производить током короткого замыкания, включая двигатель с заторможенным ротором на пониженное напряжение (10-15% от номинального), или наружным обогревом посредством ламп, сушильных печей и др.

Во время сушки температура на обмотке статора должна плавно подниматься, не превышая 180°С. Не допускается быстрый нагрев двигателя, так как при этом может возникнуть интенсивное выделение пара, вредно действующего на изоляцию.

Сушка считается законченной, если сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками достигло не менее 10Мом.

Измерение сопротивления цепи терморезисторов производить омметром, цепи термоограничителей - двойным мостом.

Подводимое напряжение при изменении цепи терморезисторов должно быть не более 7,5 В.

Внимание! Измерять сопротивление цепи термодатчиков мегаомметром не допускается

До монтажа у двигателей с фазным ротором необходимо проверить правильность установки щеток на контактных кольцах. Щетки не должны быть смещены за край контактных колец, не должны иметь перекосов, должны быть тщательно притерты.

Смещение щеткодержателей (щеток) по отношению к контактному кольцу до 2-х мм от края кольца.

Не изолированные проводники щеток разных фаз не должны соприкасаться.

В процессе срабатывания щетки нажимной механизм обеспечивает постоянное давление на поверхность контактного кольца.

Значения давления щетки на контактное кольцо приведены в таблице 4.

При креплении двигателя фланцем к редуктору с масляной ванной необходимо применять уплотнения или принять меры, чтобы масло не попало внутрь двигателя.

При любом способе передачи вращения необходимо производить динамическую балансировку с полушпонкой деталей, устанавливаемых на конце вала: муфты, шестерни, и т.д. При неотбалансированных деталях передачи во время работы двигателя возникают дополнительные вибрации, приводящие к преждевременному износу подшипников и выходу двигателя из строя.

Перед запрессовкой элементов передачи выступающий конец вала покрыть тонким слоем смазки.

Во избежание повреждений подшипников, детали, устанавливаемые на вал, нагреть до температуры, близкой к 100°С, а противоположный конец вала необходимо обеспечить упором. Не допускать ударов по валу.

Двигатель устанавливать только на прочном фундаменте или соответствующем массивном основании на горизонтальной плоскости вниз лапами. При этом обеспечить соосность вала двигателя с валом механизма. Иначе могут возникнуть дополнительные усилия на подшипники и повышение вибрации, что быстро выведет двигатель из строя.

В двигателях с двумя выступающими концами вала соединение одного конца допускается только посредством эластичной муфты, общая нагрузка не должна быть больше номинальной для данных двигателей.

При правильном монтаже и соблюдении вышеуказанных правил ротор должен свободно, без видимых заеданий, проворачиваться.

Подготовка к работе

Перед началом работы двигателя необходимо осмотреть состояние щеток и контактных колец, проверить легкость вращения вала двигателя от руки, проверить соответствие напряжения и частоты сети напряжению и частоте, указанным на фирменной табличке, а также правильность подключения выводных концов двигателя к питающей сети по схеме, приведенной на крышке коробки выводов. Необходимо проверить надежность и исправность соединения проводов питающей сети с выводами обмотки статора, надежность крепежных соединений и заземления.

Токоотводы роторной обмотки двигателей с фазным ротором надежно соединить с блоком пусковых реостатов.

Подключение в цепь ротора добавочных реостатов обеспечивает существенное снижение пускового тока и повышение пускового момента. Реостат считается подобранным правильно при двукратном и более превышении пускового момента по отношению к номинальному. Если у потребителя возникают затруднения при использовании или выборе пусковых реостатов, то следует обращаться к предприятию-изготовителю.

Произвести пробный пуск двигателя на холостом ходу для проверки исправности механической части (отсутствие вибраций, стуков, ударов, тряски, шумов) и направления вращения.

Пуск двигателя с фазным ротором осуществляется при полностью введенных в цепь ротора пусковых реостатах. По мере разгона с помощью коммутационной аппаратуры необходимо поочередно выводить реостаты из цепи ротора.

Пуск двигателя с фазным ротором с разомкнутой обмоткой ротора не является признаком брака.

Пуск двигателя с короткозамкнутым ротором осуществляется непосредственным включением на полное номинальное напряжение сети.

Для изменения направления вращения необходимо поменять между собой любые два токопроводящих провода питающего кабеля.

Обкатку двигателя в режиме холостого хода производить в течение 30 мин.

При возникновении повышенного шума, вибрации и нагрева подшипниковых узлов по истечении времени обкатки проверить состояние и наличие смазки в подшипниках. При необходимости смазку пополнить или заменить в соответствии с данными табл.6.

Пополнение либо замена смазки могут потребоваться после длительных простоев или хранения двигателей в условиях повышенной влажности либо при перепаде температуры окружающей среды.

Порядок работы

После пробного пуска и устранения замеченных недостатков произвести пуск под нагрузкой на полное номинальное напряжение сети от аппаратов ручного дистанционного или автоматического управления.

Для пуска применять пусковую аппаратуру, обеспечивающую защиту двигателя от работы на двух фазах, в режиме короткого замыкания и от длительных перегрузок. При работе с полной (номинальной) нагрузкой необходимо убедиться, что ток в обмотке статора не превышает значения, указанного на фирменной табличке.

Возможные неисправности и методы их устранения

Таблица 3

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Техническое обслуживание двигателей

Ответственность за общее состояние, своевременное проведение и качество выполнения технического обслуживания двигателя на каждом предприятии несет конкретное лицо, назначенное для этих целей.

В процессе эксплуатации двигателя необходимо вести общее наблюдение за его работой, систематически проводить технические осмотры, текущее и планово-предупредительное обслуживание.

При общем наблюдении периодически контролировать режим работы, нагрузку и нагрев двигателя, состояние контактов в коробке выводов и щеточном узле, надежность заземления и следить за напряжением сети.

Периодичность технических осмотров устанавливается в зависимости от производственных условий, но не реже одного раза в два месяца.

При технических осмотрах очистить двигатель от загрязнений, проверить надежность заземления и соединения двигателя с приводным механизмом, состояние контактов в коробке выводов и состояние щеточного узла.

При осмотре двигателя удалять металлическую и угольную пыль из камер контактных колец, кольца и щетки протирать сухой и чистой неволокнистой салфеткой. Следы подгорания на кольцах зачищать мелкой стеклянной бумагой. Изношенные щетки заменить запасными марки M1 по ТУ16-88 ИЛЕА.685211.037ТУ в соответствии с таблицей 4.

Таблица 4

Необходимо также измерить сопротивление изоляции обмоток статора и ротора и цепи термодатчиков (при их наличии), проверить затяжку крепежных соединений и состояние уплотнений по линии вала. Замеченные недостатки устранить.

Текущий ремонт производится при замеченных отклонениях в работе двигателя: повышенном нагреве корпуса, увеличении шума и вибрации и других неисправностях.

Периодичность планово-предупредительных ремонтов устанавливается в зависимости от производственных условий, но не реже одного раза в год после истечения гарантийного срока эксплуатации.

При планово-предупредительных ремонтах производится:

  • демонтаж и разборка двигателя, промывка, сушка и чистка узлов и деталей;
  • осмотр подшипников, щеточного, узла, статора и ротора для обнаружения механических повреждений, выявления деталей, подлежащих замене, восстановлению и пригонке;
  • устранение замеченных недостатков и неисправностей, балансировка ротора (при необходимости), замена изношенных щеток, устранение следов подгорания контактных колец, притирка щеток и контактных колец, замена смазки в подшипниковых узлах.

Следы подгорания, неровности поверхности контактных колец и биения устранить шлифовкой или обточкой. Контактные поверхности колец должны быть строго цилиндрическими и иметь гладкий полированный вид без неровностей, царапин и горелых мест.

Замену щеток у двигателей с фазным ротором производить при их износе до 60% по высоте.

Щетки должны быть тщательно притерты к поверхности контактных колец. Для этого между обеими щетками и кольцом проложить стеклянную бумагу, обращенную рабочей стороной к щеткам, и передвигать бумагу вперед-назад при нормальном давлении на щетки. Для правильной притирки концы бумаги нужно отогнуть вниз от щеток вдоль поверхности кольца.

Применение наждачного или карборундового полотна для притирки щеток недопустимо.

Таблица 5

Необходимость замены подшипников определятся истечением гарантийного срока службы подшипников, подшипниковым шумом при работе двигателя, задеванием ротора о статор, стуком в подшипниках, наличием механических повреждений.

Замену подшипников производить в соответствии с таблицей 5.

Подшипники снимать с вала при помощи съемника. Перед установкой подшипников тщательно очистить и промыть бензином поверхности под подшипники на валу и в щите. Подшипники насаживать на вал нагретыми в воздушной среде или масляной ванне до температуры 80°С.

Подшипники с двумя уплотнительными шайбами поставляются со смазкой, заложенной на заводе-изготовителе на весь срок службы (20000 часов).

Двигатели МТ(К)Н311-613;4МТ(К),4МТ(К)М200,225;4МТМ280,4МТН225, 280 поставляются с рабочей смазкой в подшипниках. Пополнение смазки следует производить после 3000-4000 часов наработки, но не реже одного раза в год .После двух пополнений смазка должна быть заменена полностью. Для разового пополнения необходимо брать 20-30% смазки от колличества на полную замену.

В открытые и полуоткрытые подшипники двигателей видов климатического исполнения У1(2), Т1(2) закладывать смазку УНИОЛ 2М/1 ТУ38.5901243-92, для видов климатического исполнения УХЛ1(2) – смазку ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80.

Допускается применять другие равноценные по характеристикам смазки, но смешивание смазок разных марок не рекомендуется.

Полную замену смазки производить во время планово-предупредительного обслуживания. При этом следует разобрать подшипниковый узел, удалить смазку, промыть, заложить новую порцию смазки и собрать. При работе двигателя в пыльной и влажной среде замена смазки в подшипниках производится по мере необходимости.

Смазкой заполняется свободный объем подшипника, лабиринтные («жировые») канавки и полости внутренних и наружных крышек подшипниковых в количестве согласно таблице 6.

Пополнение смазки без отсоединения от приводного механизма в двигателях с открытыми и полуоткрытыми подшипниками производится нагнетанием смазки через отверстия в подшипниковых щитах, с помощью штокового шприца ГОСТ 3643-75, или других шприцев, при снятии болтов- заглушек в крышках подшипниковых (при их наличии). После окончания нагнетания свежей смазки необходимо включить двигатель на несколько минут, чтобы излишек смазки был вытеснен из подшипниковых узлов. После отключения двигателя болты-заглушки завернуть на место. Необходимо следить за тем, чтобы в подшипнике не было слишком много смазки, т.к. избыток смазки может вызвать перегрев подшипника.

Таблица 6

Примечание:80% всей массы смазки закладывается в подшипники (равномерно по окружности), 20% — в камеры крышек подшипников и «жировые» канавки.

Внимание!

  • технические осмотры и ремонты производить при обязательном отключении двигателей от питающей сети.
  • разборка и ремонт электродвигателей в период действия гарантийного срока без согласования с изготовителем не допускается.

Разборка и сборка

Отключить двигатель от питающей сети, отсоединить от токоведущих и заземляющих проводов, приводного механизма или редуктора. Разборку двигателя производить в следующем порядке:

  • снять при помощи съемника полумуфту или шестерню с вала двигателя;
  • отвернуть болты и снять кожух вентилятора;
  • снять вентилятор;
  • отвернуть болты, крепящие наружные подшипниковые крышки к подшипниковому щиту (при их наличии) и снять крышки;
  • отвернуть болты, крепящие подшипниковые щиты к станине;
  • снять подшипниковые щиты легкими ударами молотка из мягкого материала (дерева, цветного металла, и т.д.) по приливам на щите либо при помощи отжимных болтов, ввинчивая их в два диаметрально расположенные отверстия на щите. При снятии подшипникового щита со стороны щеточного узла двигателей с фазным ротором предварительно поднять и зафиксировать в поднятом состоянии щеткодержатели со щетками;
  • извлечь ротор так, чтобы не повредить лобовую часть обмотки статора.

Разборку двигателя 4МТН225,4МТН280 с изолированным щеточноконтактным узлом осуществляется следующим образом:

  • снять при помощи съемника полумуфту или шестерню вала двигателя;
  • отвернуть болты и снять кожух вентилятора;
  • снять вентилятор;
  • отвернуть болты, крепящие наружную крышку подшипника к подшипниковому щиту со стороны вентилятора и снять крышку;
  • снять кожух щеточно-контактного узла;
  • поднять и зафиксировать щеткодержатели со щетками;
  • снять запорное кольцо, зажимающее контактные кольца;
  • поочередно отсоединить выводные провода обмотки ротора от контактных колец, снять кольца с вала;
  • отсоединить провода от контактных болтов щеткодержателей;
  • отвернуть болты и снять крышку подшипника с пальцем щеткодержателя;
  • в коробке выводов отсоединить провода от контактных болтов Р1, Р2, Р3 клеммной колодки;
  • отвернуть болты, крепящие подшипниковые щиты к станине;
  • снять подшипниковые щиты при помощи отжимных болтов, ввинчивая их в два диаметрально расположенные отверстия на щите;
  • извлечь ротор так, чтобы не повредить лобовую часть обмотки статора.

Сборка двигателя производится в последовательности, обратной разборке.

После сборки двигателя проверить сопротивление изоляции обмотки статора и ротора (для двигателя с фазным ротором) относительно корпуса и между обмотками и вращение ротора (от руки).

ХРАНЕНИЕ И КОНСЕРВАЦИЯ

Хранить двигатели можно в таре или без нее в закрытых и вентилируемых помещениях, в атмосфере которых не должно содержаться кислотных, щелочных и других паров, вредно действующих на изоляцию, покрытия. При этом обработанные части двигателя (свободный конец вала, лапы, фланец подшипникового щита и места под болты заземления) должны быть покрыты антикоррозионной смазкой.

Температура окружающей среды при хранении от -50°С до +40°С при относительной влажности воздуха не более 80% при 20°С. Резкие колебания температуры и влажности воздуха, вызывающие образование росы, недопустимы.

Срок сохраняемости двигателей в консервации предприятия-изготовителя - до 3 лет.

После указанного срока двигатели переконсервировать.

Во время хранения на складе двигатели осматриваются не реже одного раза в год и в случае необходимости подвергаются переконсервации. Для консервации применяются смазки типа АМС-3 ГОСТ 2712-75, К-17 ГОСТ 10877-76.

ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

Для транспортирования двигателей применять тару, исключающую повреждение обработанных поверхностей, лакокрасочных покрытий, попадание внутрь влаги, повреждение концов вала и других частей двигателя. Подготовка к транспортированию должна осуществляться по методике предприятия-изготовителя на консервацию и упаковку.

Транспортирование двигателей производить в закрытом транспорте (железнодорожных вагонах, контейнерах, крытых автомашинах). При погрузке и отгрузке нельзя бросать и резко захватывать двигатель. Захват неупакованного двигателя осуществляется за рым-болт.

УТИЛИЗАЦИЯ

Вышедшие из строя двигатели не представляют опасности для здоровья человека и окружающей среды

Материалы, из которых изготовлены детали двигателей (чугун, сталь, медь, алюминиевые сплавы), поддаются внешней переработке и могут быть реализованы по усмотрению потребителя.

Детали двигателей, изготовленные с применением пластмассы, изоляционные материалы могут быть захоронены.

Ведомость цветных металлов, содержащихся в двигателях, приведена в Приложении Д.

ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

Изготовитель гарантирует соответствие двигателя требованиям стандартов и технических условий при соблюдении правил транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.

Гарантийный срок эксплуатации устанавливается 2 года со дня ввода двигателя в эксплуатацию при гарантийной наработке 10000ч., но не более трех лет со дня отгрузки с предприятия-изготовителя.

Гарантийные обязательства изготовителя не действуют ,если потребитель внес в конструкцию двигателя какие либо изменения, либо подверг его разборке, а также, если повреждения произошли в результате нарушения правил эксплуатации.

Гарантийный случай принимается к рассмотрению при предоставлении паспорта и указаний в рекламационном акте следующей информации:

  • тип и заводской номер вышедшего из строя двигателя;
  • дата ввода двигателя в эксплуатацию;
  • наработка в часах;
  • наименование и назначение оборудования, где применяется двигатель;
  • условия эксплуатации (напряжение и ток; схема соединения, режим работы, защита двигателя, климатические условия);
  • вид дефекта и описание неисправности;
  • предполагаемые причины неисправности.

 

Изготовитель: Сибэлектромотор НПО, ООО

Опубликовано на Яндекс.Дзен