(383) 231-12-12, 218-81-40, 231-02-13
aist@linecross.ru, psoft@ngs.ru

Документов на сайте

Новое на сайте

Разрядник длинно-искровой РДИП 10-4
Датчик расхода воды Dymetic-1001
Агрегаты передвижные фильтровентиляционные EMK
Блок для дренирования типа бокс Rausikko
Система планово-предупредительного ремонта
Тематические обзоры
Счетная линейка
Планово-предупредительный ремонт электрооборудования, станков, машин и строительных механизмов
Система планово-предупредительного ремонта оборудования и сетей промышленной энергетики
Типовые нормы времени на программирование задач для эвм

Читаемое

Блоки управления серий ZHU, HU, HU-PIXEL
Системы химического обессоливания серии cd
Барьер искрозащиты Искра - КУВФ.426439.002 - РЭ
Подстанции трансформаторные комплектные наружной установки серии КТПН - 6 (10)/0,4 кв
Система планово-предупредительного ремонта оборудования и сетей промышленной энергетики
Типовые нормы времени на программирование задач для эвм

Двигатели асинхронные взрывозащищенные ВА 80-132

Опубликовано на Яндекс.Дзен

 

БЯИН.525326.002РЭ

СОДЕРЖАНИЕ

1. Описание работы

1.1. Назначение

1.2. Технические характеристики

1.3. Комплектность

1.4. Устройство двигателя

1.5. Средства обеспечения взрывозащиты

2. Использование по назначению

2.1. Эксплуатационные ограничения

2.2. Подготовка двигателя к работе

2.3. Возможные неисправности и методы их устранения

3. Техническое обслуживание

4. Текущий ремонт

5. Разборка и сборка

5.1. Разборка и сборка двигателя

5.2. Разборка и сборка двигателя ВА80+Ж1

5.3. Разборка и сборка коробки выводов

6. Меры по обеспечению взрывозащищенности двигателя при монтаже, ремонте и техническом обслуживании

7. Хранение и транспортирование

Приложения

А. Чертеж средств взрывозащиты двигателей ВА80-132 Б. Габаритные, установочные, присоединительные размеры и масса двигателей ВА80-132

Лист регистрации изменений

В связи с постоянной работой по совершенствованию изделий в конструкцию могут быть внесены изменения, не отраженные в данном издании.

Общие сведения

Руководство по эксплуатации (в дальнейшем - «РЭ») предназначено для изучения устройства и условий безопасной эксплуатации двигателей серии ВА 80 - 132 во взрывоопасных зонах, где могут образовываться взрывоопасные смеси газов и паров, отнесенные к категориям IIА, IIВ по ГОСТ Р 51330.11-99 и группам Т1, Т2, ТЗ, Т4 по ГОСТ Р 51330.5-99.

Двигатели должны соответствовать техническим условиям БЯИН.525326.002ТУ (ВА80), ВИГЕ.525526.001ТУ (ВА100), ВИГЕ.525626.001ТУ (ВА112), БЯИН.525726.001ТУ (ВА132), ВИГЕ.525326.001ТУ (ВА80+Ж1).

К эксплуатации двигателей должны допускаться лица, имеющие необходимую квалификацию и изучившие «Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок» (ПОТ РМ-016-2001, РД153-34.0-03.150-00), «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (РД08-200-98), «Правила эксплуатации электроустановок потребителей» (ПЭЭП) и настоящее РЭ.

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ

Назначение

Двигатели асинхронные трехфазные с короткозамкнутым ротором взрывозащищенные ВА 80 - 132 (в дальнейшем “двигатели”) предназначены для привода механизмов внутренних и наружных установок взрывоопасных видов производств химической, газовой, нефтеперерабатывающей и других смежных отраслей промышленности, в которых возможно образование взрывоопасных паро и газовоздушных смесей.

Двигатели ВА80...Ж1 используются в качестве привода моноблочных центробежных насосов.

Область применения двигателей во взрывоопасных зонах в соответствии с главой 7.3 ПУЭ-86, ГОСТ Р 51330.13-99.

Двигатели рассчитаны для работы в продолжительном режиме S1 по ГОСТ 183-74 от сети переменного тока частоты 50 Гц для внутреннего рынка, 50 и 60 Гц - для поставок на экспорт.

Двигатели выпускаются для внутреннего рынка на напряжения 380 и 660 В, для поставок на экспорт - 220; 380; 400; 415; 440; 660В - 50Гц и 380; 400; 415; 660В - 60Гц.

Двигатели по уровню взрывозащиты являются взрыво-безопасными для категории взрывоопасных смесей IIA, IIВ и имеют маркировку 1ЕхdIIВТ4 Х по ГОСТ Р 51330.0-99.

Знак «Х» в обозначении маркировки взрывозащиты означает, что потребитель должен при установке двигателя (кроме случая трубной подводки кабеля) предусмотреть дополнительные меры по закреплению кабеля от выдергивания из кабельного ввода.

Вид взрывозащиты - «взрывонепроницаемая оболочка»по ГОСТ Р51330.1-99.

Двигатели предназначены для эксплуатации на высоте над уровнем моря не более 1000 м при температуре tа окружающей среды:

а) в условиях умеренного климата (У2): -45°С < t < +40°С;

б) в условиях умеренно-холодного климата (УХЛ2): -60°С < tа < +40°С;

в) в условиях тропического климата (Т2): -10°С < tа < +50°С.

Относительная влажность воздуха 100% при температуре +25°С, в условиях тропического климата - 100% при +35°С

При эксплуатации на высоте свыше 1000 м нагрузка на двигатель должна быть снижена согласно таблице 1.

Таблица 1

Высота над уровнем моря, м

1000

1500

2000

2500

3000

3500

4000

4300

Коэффициент снижения мощности, Кн

1,0

0,96

0,92

0,88

0,84

0,79

0,75

0,72

Расшифровка условного обозначения типоразмера двигателей:

Пример условного обозначения типа двигателя ВА 80 мощностью 2,2 кВт, на напряжение 380 В, частоты 50 Гц, частоты вращения 3000 об/мин, вида климатического исполнения и категории размещения У2, конструктивного исполнения по способу монтажа IМ1081:

Двигатель ВА80 МВ2 У2, 380В, 50 Гц, IМ1081 БЯИН.525326.002ТУ.

Технические характеристики

Увязка мощности с габаритом в зависимости от числа полюсов двигателя должна соответствовать таблице 2.

Таблица 2

Габарит

Установочный размер по длинеи длине сердечника

Номинальная мощность, кВт

Предельное значение среднего уровнязвука, дБ (А) при частоте 50(60) Гц

Число полюсов

2

4

6

8

2

4

6

8

Частота вращения, об/мин, при частоте тока 50/60 Гц

30003600

15001800

10001200

750900

30003600

15001800

10001200

750900

ВА 80

МА

1,50

1,10

0,75

0,37

67(72)

58(62)

58(60)

48(50)

МВ

2,20

1,50

1,10

0,55

 

 

 

 

ВА 112

МА

-

-

3,0

2,2

-

-

57(59)

55(57)

МВ

-

-

4,0

3,0

-

-

 

 

М

7,5

5,5

-

-

70(75)

58(62)

-

-

ВА 132

S

-

7,5

5,5

4,0

-

71(75)

67(69)

63(65)

М

11,0

11,0

7,5

5,5

77(82)

 

 

 

Основные технические данные двигателя (мощность кВт, напряжение В, частота Гц, линейный ток А, частота вращения об/мин, соs cp, кпд %, соединение фаз обмотки, степень защиты) указаны на заводской табличке, укрепленной на корпусе.

Степень защиты двигателей от внешних воздействий IP54, степень защиты кожуха вентилятора со стороны входа воздуха - IP20 по ГОСТ14254-96, ГОСТ 17494-87.

Средний уровень звука двигателей не должен превышать значений, указанных в таблице 2.

Допустимое значение вибрации двигателей - 1,8 мм/с по ГОСТ20815-93.

Параметры взрывозащиты соответствуют ГОСТ Р 51330.1-99 и указаны в приложении А.

Средний ресурс двигателей до капитального ремонта - 30000 ч.

Наработка на отказ - 23000 ч.

Конструктивные исполнения двигателей по способу монтажа по ГОСТ 2479-79:

IM 1081, IM1082, IM2181, IM2182, IM3681, IM3682 - для двигателей ВА80;

IM 1081, IM1082, IM2081, IM2082, IM3081, IM3082 - для двигателей ВА100, ВА112 и ВА132.

IM 2189 (с уменьшенным концом вала) - для двигателей ВА80...Ж1.

Габаритные, установочные, присоединительные размеры и масса двигателей указаны в приложении Б.

Предельные отклонения установочных и присоединительных размеров соответствуют нормальной точности по ГОСТ 8592-79.

Предельные отклонения массы - плюс 5 %, отклонения в противоположную сторону не ограничиваются.

Комплектность

  • Двигатель, шт 1;
  • Кольцо уплотнительное (для ввода кабеля), шт. 1;
  • Заземляющий зажим (снаружи у кабельного ввода), шт. 1;
  • Паспорт, экз. 1;
  • Руководство по эксплуатации (РЭ), экз. *;
  • Копия Разрешения Госгортехнадзора России, экз. 1;

* Примечание. - Если в заказе не оговорено количество РЭ, то прилагается одно РЭ на 5 двигателей из партии, поставляемой одному заказчику.

Устройство двигателя

Конструкция двигателя ВА80, 100, 112, 132 представлена на рисунке 1, ВА80...Ж2 - на рисунке 2.

Статор двигателя представляет собой литой из серого чугуна корпус, внутри которого крепится сердечник статора, собранный из листов электротехнической стали, в пазы которого уложена обмотка.

Изоляция статорной обмотки класса нагревостойкости не ниже F по ГОСТ 8865-93.

Соединение обмотки в «треугольник» или в «звезду» неразъемное и производится по схеме на рисунке 3. Маркировка выводов (U1, V1, W1, U2, V2, W2) и проходных зажимов (U, V, W) показана условно.

Щиты подшипниковые, коробка выводов и детали кабельного ввода выполняются литыми из серого чугуна.

Щиты крепятся к статору болтами.

Ротор двигателя короткозамкнутый, состоит из сердечника, нашихтованного из листов электротехнической стали, залитого алюминием и напрессованного на вал. Вал двигателя изготовлен из стали 45.

Для установки ротора в подшипниковых щитах применены шариковые подшипники согласно таблице 3.

Таблица 3

Тип двигателя

Вид климатического 
исполнения

Тип подшипника

полное международное обозначение по DIN-ISO (по ГОСТ 3189-89)

со стороны привода

со стороны вентилятора

ВА 80

У2

6206. ZZ.P63QE6/C9 (76-80206А1С9Ш2У)

6205. ZZ.P63QE6/C9 (76-80205А1С9Ш2У)

ВА 80...Ж1

6205. ZZP63QE6^9 (76-80205А1С9Ш2У)

ВА 112

6307.ZZ.P63QE6/C9 (76-80307АС9Ш2У)

ВА 132

6309. ZZ.P63QE6/C9 (76-80309А1С9Ш2У)

* Для двигателей исполнения УХЛ2 и Т2 в обозначении подшипника вместо индекса марки смазки С9 указывается индекс С2.

На двигателе установлены подшипники закрытого типа со смазкой, заложенной на весь срок службы подшипника.

Охлаждение двигателя осуществляется вентилятором, выполненным из алюминиевого сплава, который крепится на валу с помощью шпонки и пружинного кольца.

От механических повреждений вентилятор защищен кожухом, который крепится болтами к подшипниковому щиту.

Коробка выводов расположена сверху и допускает поворот на угол 180° в плоскости установки.

В коробке выводов (рисунок 4) имеются три проходных зажима (без маркировки) для подключения силового кабеля и один зажим для присоединения заземляющего или нулевого защитного проводника. Латунные шпильки (с припаянными выводами статорной обмотки) вставляются в проходные изоляторы и закрепляются латунными гайками.

Снаружи коробки выводов имеется зажим для заземления (зануления) брони кабеля или трубы.

Коробка выводов двигателей допускает ввод кабелей и проводов с медными и алюминиевыми жилами согласно ПУЭ-86 (гл. 7.3).

Уплотнение кабеля и проводов в кабельном вводе обеспечивается эластомерным уплотнительным кольцом.

Рисунок 1 - Конструкция двигателя ВА80, 100, 112, 132

1,12 - шпонка;

2,8 - щит подшипниковый;

3,7 - болт;

4 - рым-болт;

5 - статор;

6 - ротор;

9,15 - подшипник;

10 - кожух;

11 - вентилятор;

13 - кольцо пружинное;

14 - болт заземления;

16 - пружина кольцевая.

Рисунок 2 - Конструкция двигателя ВА80...Ж1

16 - пружина кольцевая;

17 - кольцо пружинное упорное (наружное);

18 - кольцо пружинное упорное (внутреннее);

остальное согласно рисунку 1, с учетом: поз. 2 - щит фланцевый;

поз. 1 шпонка отсутствует.

Рисунок 3 - Схемы подключения двигателей

Рисунок 4 - Конструкция коробки выводов

1, 7, 8 - болт;

2 - проходной изолятор;

3 - крышка; 4 - муфта;

5, 16 - кольцо уплотнительное;

6 - корпус;

9, 10 - шпилька заземляющая;

11 - шпилька латунная (с припаянным выводом);

12 - гайка М6;

13 - шайба звездочка;

14 - шайба опорная;

15 - пластина (стопор);

17 - шайба нажимная

Кабельный ввод выполнен без устройства для разгрузки кабеля. Потребитель должен обеспечить адекватное закрепление кабеля при стационарной установке.

Подвод отдельными проводами осуществляется только в трубах.

Двигатели рассчитаны на работу при соединении с приводным механизмом:

двухполюсные - с помощью эластичной муфты, остальные - с помощью эластичной, зубчатой муфт или клиноременной передачи.

Минимальный диаметр шкива (D) для двигателей принять согласно таблице 4.

Таблица 4

Тип двигателя

ВА80

ВА100

ВА112

ВА132

D, мм

100

120

130

150

Насадку полумуфты или шкива на вал двигателя рекомендуется производить в нагретом состоянии. Если это невозможно, то при насадке ударами, во избежание повреждения шарикоподшипников, необходимо создать упор в конец вала со стороны, противоположной приводу.

Средства обеспечения взрывозащиты

Взрывозащищенность двигателя обеспечивается заключением электрических частей во взрывонепроницаемую оболочку по ГОСТ Р 51330.1-99, которая выдерживает давление взрыва внутри нее и исключает передачу взрыва в окружающую среду, а также соблюдением общих технических требований к взрывозащищенному электрооборудованию по ГОСТ Р 51330.0-99

Взрывонепроницаемость оболочки обеспечивается изготовлением из устойчивых к механическому и тепловому воздействию материалов и использованием щелевой взрывозащиты.

Взрывонепроницаемые плоские, цилиндрические и резьбовые соединения обозначены на чертеже средств взрывозащиты (приложение А) надписью «Взрыв» с указанием допустимых по ГОСТ Р 51330.1-99 параметров взрывозащиты.

Взрывонепроницаемость ввода кабеля обеспечивается уплотнением с помощью эластичных резиновых колец.

При установке двигателя (кроме случая трубной подводки кабелей) должны быть предусмотрены дополнительные меры по закреплению кабеля, предотвращающие растягивающие усилия, скручивание и выдергивание кабеля из кабельного ввода.

Взрывоустойчивость оболочки двигателя проверяется путем гидравлических испытаний избыточным давлением 1 МПа за время не менее 10 с.

Степень защиты оболочки двигателя от внешних воздействий IР54 по ГОСТ 14254-96 и ГОСТ 17494-87, вентилятора со стороны входа воздуха - IP20.

Фрикционная искробезопасность обеспечивается применением алюминиевых сплавов с содержанием магния менее 7,5 % (вентилятор). Электростатическая искробезопасность обеспечивается отсутствием пластмассовых наружных частей оболочки.

Крепежные детали, а также контактные токоведущие и заземляющие зажимы предохранены от самоотвинчивания пружинными шайбами.

Токоведущие части контактных соединений выполнены из латуни.

Заземляющие зажимы выполнены по ГОСТ 21130-75.

Электроизоляционные материалы, пути утечки и электрические зазоры приведены на чертеже средств взрывозащиты (приложение А).

Максимальная температура наружной поверхности оболочки не превышает 135°С (для температурного класса Т4 по ГОСТ Р 51330.0-99).

На корпусе двигателя имеются таблички с номинальными параметрами двигателя, маркировкой степени защиты оболочки от внешних воздействий, маркировкой вида и уровня взрывозащиты 1ЕxdIIВТ4 Х и маркируемым согласно 1.1.4 диапазоном температур окружающей среды.

В одной из табличек также указан номер сертификата соответствия (для сертифицированных двигателей) с кодом органа по сертификации.

На крышке коробки выводов имеется предупредительная надпись: “Открывать, отключив от сети”.

Степень опасности механических повреждений оболочки двигателя- высокая по ГОСТ Р 51330.0-99.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

Эксплуатационные ограничения

Эксплуатация двигателей во взрывоопасной среде должна производиться при полном соблюдении требований техники безопасности, оговоренных в «Межотраслевых правилах по охране труда (правилах безопасности) при эксплуатации электроустановок» (ПОТ РМ - 016-2001, РД 153-34.0-03.150-00).

К эксплуатации допускаются только исправные двигатели, имеющие предупредительные надписи, знаки вида и уровня взрывозащиты, заземляющие зажимы и крепежные детали.

При подготовке двигателя к работе и техническом обслуживании пользоваться только исправным инструментом.

При техническом обслуживании оберегать взрывозащитные поверхности сопряжения крышки и коробки выводов. На этих поверхностях не должно быть забоин и царапин. Поверхности должны быть покрыты защитным слоем смазки Литол-24 (для исполнения У2), ЦИАТИМ-221 (для исполнений УХЛ2 и Т2).

Обслуживание двигателя производить только после отключения его от сети и полной остановки вращающихся частей.

Подготовка двигателя к работе

Перед монтажом:

а) очистить двигатель от пыли;

б) рабочий конец вала очистить от антикоррозионного покрытия (смазки) ветошью, смоченной в бензине или керосине;

в) проверить состояние взрывозащитных поверхностей крышки и корпуса коробки и наличие на них смазки;

г) проверить сопротивление изоляции обмотки мегаомметром на напряжение до 500 В. Наименьшее допустимое сопротивление изоляции 1 МОм.

Двигатель, имеющий меньшее сопротивление, необходимо подвергнуть сушке, при этом температура обмотки не должна превышать 100°С;

д) проверить ширину взрывонепроницаемой щели между крышкой и корпусом коробки выводов;

е) проверить свободно ли вращается ротор двигателя (вращение от руки).

Установить и закрепить двигатель на месте эксплуатации.

Зануление и заземление двигателя согласно ПУЭ-86 (гл.7.3) и приложения А.

Для присоединения заземляющего или нулевого защитного проводника внутри коробки выводов предусмотрен соединительный контактный зажим.

Для заземления (зануления) брони кабеля предусмотрен соединительный зажим снаружи коробки выводов. Для заземления двигателя предусмотрены специальные болты на корпусе двигателя. Места контактов очистить от антикоррозийного покрытия, а в случае обнаружения коррозии - зачистить до металлического блеска.

Закрепить кабель в кабельном вводе. При этом должны быть предусмотрены дополнительные меры, предотвращающие растягивающие усилия, скручивание и выдергивание кабеля из кабельного ввода (кроме случая трубной проводки кабеля).

Проверить надежность соединения жил кабеля к проходным зажимам в коробке выводов.

Проверить соответствие напряжения и частоты сети номинальному напряжению и частоте двигателя, указанным на табличке.

Соединить двигатель с приводным механизмом.

При соединении двигателя с приводным механизмом необходимо обеспечить соосность соединяемых валов.

Детали, устанавливаемые на вал двигателя, должны быть динамически отбалансированы с полушпонкой. В двигателях с двумя рабочими концами вала общая нагрузка на оба конца вала не должна быть больше номинальной.

Подсоединить двигатель к сети.

Пуск двигателя осуществляется непосредственно включением на полное напряжение сети при помощи аппаратов ручного или дистанционного управления. Первый пробный пуск двигателя делается, по возможности, без нагрузки.

После запуска двигателя следует убедиться в отсутствии ненормальных шумов и повышенной вибрации.

Для изменения направления вращения необходимо поменять местами любые два токоведущих провода кабеля питания.

Возможные неисправности и методы их устранения (Таблица 5)

Таблица 5

Наименование неисправности, внешние проявления, дополнительные признаки

Вероятная причина

Метод устранения

Двигатель при пуске не разворачивается, гудит

Отсутствие напряжения в одной из фаз (перегорел предохранитель, обрыв в цепи питания)

Найти и устранить разрыв цепи

Низкое напряжение

Поддерживать номинальное напряжение

Перегрузка двигателя

Уменьшить нагрузку

Междувитковое замыкание в обмотке статора

Найти   места повреждений обмотки. Двигатель отправить в ремонт

Пониженное сопротивление изоляции

Повышенная влажность

Разобрать двигатель, прочистить и просушить обмотку статора

Повышенный перегрев обмотки (корпуса)

Перегрузка двигателя

Снизить нагрузку до номинальной

Повышенный перегрев подшипников

Неправильная центровка двигателя с механизмом

Проверить центровку, устранить несоосность валов.

Повреждение подшипников

Заменить подшипники

Повышенная вибрация

Недостаточная жесткость крепления двигателя или несоосность валов двигателя и привода

Устранить причину

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Техническое обслуживание проводить в полном объеме и с периодичностью, указанной в данном руководстве, независимо от состояния двигателя.

Сокращать установленный объем или увеличивать периодичность осмотров и ремонтов запрещается.

Ответственность за общее состояние, своевременное проведение и качество выполнения технического обслуживания двигателя на каждом предприятии несет конкретное лицо, назначенное распоряжением по предприятию.

При проведении работ по техническому обслуживанию необходимо тщательно оберегать от повреждения взрывозащитные поверхности, отмеченные надписью «Взрыв» (приложение А), а также лакокрасочные покрытия.

Систематический технический осмотр проводится не реже одного раза в три месяца.

Во время технического осмотра:

а) очистить наружную поверхность от пыли и грязи, проверить состояние лакокрасочных покрытий;

б) проверить затяжку резьбовых соединений двигателя;

в) проверить надежность соединения двигателя с приводным механизмом.

Периодичность текущего технического обслуживания устанавливается в зависимости от производственных условий, но не реже одного раза в год.

Перечень работ по техническому обслуживанию:

а) очистить двигатель от пыли и грязи;

б) проверить состояние взрывонепроницаемой оболочки двигателя;

в) проверить состояние лакокрасочных покрытий;

г) проверить исправность подшипников;

д) проверить сопротивление изоляции обмотки относительно корпуса и между фазами, которое должно быть не менее 1 МОм;

е) проверить состояние заземления двигателя;

ж) заменить консистентную смазку на взрывозащитных и посадочных поверхностях двигателя, подвергшихся разборке, предварительно проверить состояние взрывозащитных поверхностей;

з) проверить состояние контактных соединений;

и) проверить состояние болтовых соединений взрывонепроницаемой оболочки;

к) проверить надежность уплотнения кабеля (проводов);

л) измерить допустимые взрывонепроницаемые зазоры тех мест, которые подвергались разборке;

м) частично заменить крепеж (при необходимости).

В процессе технического обслуживания производится диагностирование средств взрывозащиты и безопасности двигателя в пределах мероприятий, входящих в состав технического обслуживания.

Все неисправности, выявленные при техническом обслуживании двигателя, должны быть устранены при текущем ремонте.

ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ

В объем текущего ремонта входят:

а) отключение двигателя от сети и демонтаж;

б) частичная или полная разборка и ревизия двигателя;

в) очистка сборочных единиц и деталей от пыли и грязи;

г) проверка состояния взрывозащитных поверхностей, подвергшихся разборке с замером взрывозащитных параметров (приложение А);

д) проверка состояния обмотки статора;

е) проверка исправности подшипников и замена неисправных новыми;

ж) проверка сопротивления изоляции обмоток;

з) замена консистентной смазки на взрывозащитных и посадочных поверхностях двигателя;

и) частичная замена крепежа (при необходимости);

к) замена неисправных контактных проходных зажимов, уплотнительных колец, кабельных муфт;

л) мелкий ремонт кожуха и вентилятора; м) сборка и монтаж двигателя.

Текущий ремонт двигателей выполняется по РД 16 407-95 силами электроремонтных служб предприятия, эксплуатирующего двигатели.

К выполнению текущего ремонта двигателей допускаются лица, прошедшие обучение и изучившие «Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок» (ПОТ РМ-016-2001, РД153-34.0-03.150-00) и указания настоящего руководства по эксплуатации.

При текущем ремонте:

ПРИ РАЗБОРКЕ И СБОРКЕ ДВИГАТЕЛЯ НЕ ДОПУСКАЙТЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ВЗРЫВОЗАЩИТНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ, А ТАКЖЕ ПОПАДАНИЯ В ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ.

При удалении старой смазки с взрывозащитных и посадочных поверхностей НЕ ДОПУСКАЙТЕ ПОПАДАНИЯ БЕНЗИНА ИЛИ КЕРОСИНА НА ОБМОТКУ ДВИГАТЕЛЯ.

Произведите визуальный контроль состояния деталей взрыво-непроницаемой оболочки.

Особое внимание обратите на целостность (отсутствие трещин) деталей взрывонепроницаемой оболочки и деталей проходных зажимов, а также отсутствие царапин, вмятин, задиров на взрывозащитных поверхностях.

Перед сборкой двигателя нанести на поверхности взрывозащитных соединений тонкий слой смазки ЛИТОЛ-24 (для исполнения У2), ЦИАТИМ-221 (для исполнений УХЛ2 и Т2).

Ремонт двигателей, связанный с восстановлением или изготовлением его частей, обеспечивающих взрывозащищенность двигателя, должен производиться специальными ремонтными предприятиями в соответствии с РД 16 407-95 по согласованной с испытательной организацией ремонтной документации или учтенной рабочей конструкторской документации.

РАЗБОРКА И СБОРКА

Разборка и сборка двигателя (рисунок 1)

Разборку двигателей производить в следующей последовательности:

  • извлечь шпонку 1;

  • отвернуть болты 7 и снять кожух 10;

  • вынуть кольцо пружинное 13 и снять вентилятор 11 (с помощью съемника);

  • извлечь шпонку 12;

  • отвернуть болты 3 и снять щиты 2 и 8, пружину 16;

  • вынуть ротор 6 с подшипниками 9 и15, (не повредив лобовые части обмотки статора 5) и положить на подставку (для исключения повреждения взрывозащитных поверхностей ротора);

  • снять подшипники 9 и 15 (при необходимости) с помощью съемника с зацепом за внутренние кольца.

Сборку двигателей производить в последовательности, обратной разборке.

Монтаж подшипников производить без нагрева с помощью специальных приспособлений без перекоса колец относительно посадочной поверхности вала. Усилие напрессовки не должно передаваться через тела качения.

После окончания сборки проверить сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками, а также легкость вращения ротора.

Разборка и сборка двигателя ВА80+Ж1 (рисунок 2).

Разборку двигателя производить в следующем порядке (с учетом 5.1.1):

  • снять кожух 10, вентилятор 11, щит 8; пружину 16.

  • отвернуть болты 3 и извлечь ротор 6 вместе с передним подшипниковым узлом (подшипник 15, щит 2, кольца упорные 17 и 18) и подшипником 9;

  • для демонтажа подшипника 15 необходимо снять: кольцо упорное 18, щит 2, кольцо упорное 17.

Двигатель собрать в последовательности, обратной разборке, при этом передний подшипниковый узел собрать на роторе. Остальное согласно 5.1.2.

Разборка и сборка коробки выводов (рисунок 3)

Разборку коробки выводов производить в следующей последовательности:

  • отвернуть болты 1 и снять крышку 3;

  • отвернуть болты 8 и снять муфту 4;

  • извлечь из гнезда корпуса 6 уплотняющие детали 5 или 16 и 17;

  • снять крепеж 12, 13, 14 со шпилек 11 (вставленных в изоляторы 2);

  • отвернуть болты 7 и аккуратно (не повредив шпильки с припаянными выводами статорной обмотки) снять корпус 6 с изоляторами 2 (при необходимости);

  • расстопорить пластину 15 и вывернуть изоляторы 2 из корпуса 6 (при необходимости).

Сборку коробки выводов производить в последовательности, обратной разборке.

МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЯ
ПРИ МОНТАЖЕ, РЕМОНТЕ И ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

При монтаже, ремонте и техническом обслуживании должны выполняться требования ГОСТ Р 51530.13-99, ГОСТ Р 51530.16-99, ПУЭ-86 (гл. 7.3), «Межотраслевых правил по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (ПОТ РМ-016-2001, РД153-34.0-03.150-00)», РД 16407-95, «Правила применения технических устройств на опасных производственных объектах». Необходимо тщательно оберегать от повреждений взрывозащитные поверхности, при сборке необходимо проконтролировать взрывозащитные параметры, указанные на чертеже средств взрывозащиты (приложение А) и обозначенные надписью «Взрыв».

Диаметральные зазоры определяются как разность диаметров сопрягаемых деталей взрывонепроницаемой оболочки, причем для вычислений необходимо брать минимальное значение меньшей сопрягаемой поверхности и максимальное значение большей сопрягаемой поверхности.

Взрывозащитные поверхности должны быть смазаны смазкой, на них не должно быть царапин, трещин, вмятин и других дефектов. Особое внимание необходимо обратить на целостность изоляционного материала проходных зажимов и отсутствие на их поверхностях трещин и выкрашиваний, а также надежность крепления проходных зажимов и крепление проводов к контактным шпилькам.

Необходимо проверить состояние уплотнительных колец кабельных вводов. Дефектное кольцо должно быть заменено новым, заводского изготовления.

Необходимо обратить внимание на наличие всех крепежных деталей. Крепежные детали должны быть завинчены на всю длину. Затяжка крепежных болтов должна быть равномерной.

ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

Двигатели до установки в эксплуатацию должны храниться законсервированными в закрытых помещениях или под навесом при температуре окружающего воздуха от +50 до минус 50°С и относительной влажности 95 % при +25°С.

Срок хранения 1 год.

После указанного срока двигатели, хранящиеся на складе, следует проверить и при необходимости переконсервировать.

Погрузка, транспортирование и разгрузка должны обеспечивать сохранность двигателя.

При погрузке и разгрузке двигателей использовать рым-болты.

Транспортирование двигателей осуществляется в части воздействия климатических факторов по группе условий хранения 5 для двигателей исполнения У и УХЛ, по группе 6 - для исполнения Т по ГОСТ 15150-69, по воздействиям механических факторов - по группе С ГОСТ 23216-78.

Двигатели допускается перевозить любым видом крытого транспорта и на любые расстояния.

Утилизация

Вышедшие из строя двигатели не представляют опасности для здоровья человека и окружающей среды.

Материалы, из которых изготовлены детали двигателя (чугун, сталь, медь, алюминий), поддаются внешней переработке и могут быть реализованы по усмотрению потребителя.

Детали двигателя, изготовленные с применением пластмассы, изоляционные материалы, могут быть захоронены.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложения смотрите в статье на Яндекс.Дзен

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Измен.

Номера листов (страниц)

Всего листов (страниц) в документе

№ документа

Подпись

Дата

Измененных

Замененных

Новых

Аннулированных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготовитель: «ВЭМЗ», Владимирский электромоторный завод

Опубликовано на Яндекс.Дзен